МП в международной социально-культурной системе

Международная социально-культурная сфера находится ближе всего к человеку, касается повседневных сторон его жизни, общественного благополучия и правопорядка, функционирования гражданских обществ. Из международно-правовых норм, задействованных в регулирование данной сферы отношений, и сложились соответствующие отрасли и институты МП. Ряд отраслей и институтов продолжают свое формирование; к ним можно отнести, например, международное информационное право; "международное музейное право"; "международное медицинское право"; "международное образовательное право", своего рода "международное религиозно-церковное право" (международно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений и организаций) и др. Названия этих формирующихся отраслей и институтов — условные.

Можно предположить, что в системе МП постепенно складывается отрасль МП — "международное социальнокультурное право". К нормативным блокам, которые регулируют международные отношения в социальнокультурной сфере, помимо собственно международного социально-культурного права и других вышеназванных, можно отнести также в частности:

• отрасль, регулирующую вопросы прав человека (ее часто называют "международное право прав человека", используя перевод англоязычного термина "international law of human rights");

• международное уголовное право;

• международное экологическое право, — и некоторые другие отрасли и институты.

Многие из нормативных блоков социально-культурного характера являются комплексными, межсистемными; частью своих принципов и норм они примыкают к другим институтам и (или) отраслям МП.

Международно-правовая защита прав человека обеспечивается принципами и нормами большого числа международных договоров. К ним, например, относятся: Устав ООН 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (резолюция ГА ООП); Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (и 14 Протоколов к ней); Европейская социальная хартия 1961 г. (пересмотренная в 1996 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (резолюция ГА ООН) и два Протокола к нему; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (резолюция ГА ООН); Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.; около 200 конвенций Международной организации труда (МОТ).

Институциональная составляющая международного сотрудничества в области нрав человека состоит из множества универсальных и региональных организаций и специальных органов. Среди них можно выделить: Совет Безопасности ООП; Генеральную Ассамблею ООН; вспомогательный орган ГА ООН — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; Комиссию ООН по нравам человека и Комиссию ООП по положению женщин, работающие под эгидой ЭКОСОС; Верховного комиссара ООН по правам человека, являющегося заместителем Генерального секретаря ООН. Вопросами прав человека занимаются специализированные учреждения ООП — ЮНЕСКО, МОТ.

В основе данной отрасли МП лежит общий принцип уважения прав человека. Большое значение имеет также принцип недискриминации. Применительно к иностранцам в тех или иных сферах отношений могут предоставляться: режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный режим, специальный режим. Значительная часть норм, касающихся прав человека, зародилась как международно-правовой обычай. Впоследствии эти нормы получили "писаную форму".

Социальный мир в современном обществе и мироустройстве невозможен без равноправия народов. Равноправие народов является одним из требований международного нрава, его принципом. Этот принцип закреплен в Уставе ООН (ст. 1, п. 2).

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по борьбе с преступностью, составляют еще одну отрасль МП — международное уголовное право (МУП). Источниками МУП являются международные договоры, международные обычаи, общие принципы нрава. Велика роль в борьбе с международной преступностью норм мягкого права. Появление Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. свидетельствует о зарождении в МУП черт наднационального регулирования.

Наиболее заметную роль в обеспечении правопорядка в сфере борьбы с преступностью играют, в частности, следующие договоры: Конвенция о рабстве 1926 г.; Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.; Соглашение 1945 г., которым был учрежден Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками — Нюрнбергский трибунал (приложен Устав); Соглашение 1946 г., которым был учрежден Токийский международный военный трибунал; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за пего 1948 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 г.; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и др. Большое место в массиве международных договоров занимают двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Большую работу в организации сотрудничества государств в борьбе с преступностью ведет ООН, ее органы и учреждения. Так, в ООН раз в пять лет проводятся конференции по предупреждению преступности, регулярно издается "Собрание стандартов и форм Организации Объединенных Наций в области предотвращения преступности и уголовного правосудия". В системе ЭКОСОС с 1965 г. функционирует Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Ряд конвенций были подготовлены и приняты под эгидой ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Совет Безопасности ООН своими решения учредил Международный уголовный трибунал для Руанды и Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии (дискредитировавший и не оправдавший себя).

Одной из самых знаменитых организаций является Интерпол — Международная организация уголовной полиции, созданная в 1923 г. (штаб-квартира в Париже). Органы Интерпола: Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат. В каждой стране-участнице в составе полицейских сил создаются национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ). НЦБ — это постоянно действующие органы Интерпола и одновременно полицейские органы страны-участницы. Интерпол занимается международным розыском преступников, похищенных ценностей, обеспечивает сотрудничество органов полиции стран-участниц, в том числе путем обмена информацией. В рамках единой Европы с 1999 г. действует Евро- пол — Европейское полицейское ведомство (штаб-квартира в Гааге). Европа — орган ЕС. Россия является членом Интерпола и имеет соглашение о сотрудничестве с Европолом (2003).

Принципы и нормы, регулирующие отношения публичных лиц в области природопользования и охраны окружающей среды, составляют самостоятельную отрасль МП — международное экологическое право. В рамках международного экологического права защите подлежат все экологические системы: воды, воздух, почвенный слой Земли, животный мир, растительный мир, озоновый слой и т.п. Основные потребители природных ресурсов — развитые страны. Они же являются и основными загрязнителями природы. При этом наиболее грязное производство (химическая, металлургическая промышленность и т.н.) выносится из развитых стран в развивающиеся страны. Россия с ее пространствами и запасами лесов, других природных ресурсов является, по сути, экологическим донором всего мира.

К договорным источникам международного экологического права, в частности, относятся: Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г.; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.; Конвенция о режиме судоходства но Дунаю 1948 г.; Международная конвенция об охране птиц 1950 г.; Международная конвенция по защите растений 1951 г.; Лондонская конвенция но предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.; Договор об Антарктике 1959 г.; Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г.; Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. (с протоколами к ней); Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.; Конвенция ООН но морскому праву 1982 г.; Конвенция но защите озонового слоя 1985 г. (Монреальский протокол к ней 1987 г.); Конвенция по защите и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. (в рамках ЕЭК ООН); Соглашение СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. (Киотский протокол к пей 1997 г.); Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 г. и др.

Различные аспекты защиты окружающей среды входят в компетенцию ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ФАО, ЮНИДО, ОБСЕ, ОЭСР и других международных организаций. В 1993 г. в Международном суде ООН была создана специальная камера (палата) по окружающей среде.

В международном праве накопились нормы и принципы, которые вполне можно объединить в единый институт под условным названием международное образовательное право. Этот институт играет важную роль именно в международной социально-культурной системе, хотя одновременно содержит и нормы, касающиеся, например, купли- продажи образовательных услуг (см. ГАТС).

К основным источникам института можно отнести, в частности, следующие договоры: Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования 1956 г. (Россия участвует); Европейская конвенция об академическом признании университетских дипломов 1959 г.; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.; Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающих право поступления в университеты, 1964 г. (Россия участвует); Европейская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, 1997 г. и др.

Институциональную основу международного сотрудничества в образовательной сфере составляет Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (создана в 1946 г.). Всемирная конференция ЮНЕСКО в 1998 г. одобрила Всемирную декларацию о высшем образовании для XXI в. В ней определены следующие, в частности, принципы: недопустима никакая дискриминация в отношении допуска к высшему образованию; открытость доступа к высшему образованию для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу; особое содействие доступу к высшему образованию представителей некоторых целевых групп — коренных народов, языковых меньшинств, инвалидов и др.

Складывается так же еще один комплексный институт МП — международное научно-техническое право. Взаимодействие государств и народов как неких цивилизационных пространств ведет к выработке международно-правовых принципов и норм, которые можно было бы объединить в институт под условным названием право международного культурного сотрудничества. В число источников данного института входят: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1964 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие правовое положение информационного пространства, порядок его использования публичными лицами, составляют еще один комплексный институт, который условно можно обозначить термином международное информационное право. К договорным источникам международного информационного нрава можно, в частности, причислить следующие акты: Берлинская конвенция, учредившая Международный радиотелеграфный союз 1906 г.; Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.; Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.; Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1949 г. (заключено в рамках ЮНЕСКО); Соглашение о предотвращении вещания со станций за пределами национальной территории 1965 г.; Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.; Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 г.; Устав и Конвенция Международного союза электросвязи (МСЭ) 1992 г., а также регламенты МСЭ, которые носят обязательный характер. Большое число вопросов международного сотрудничества в информационной сфере решается в двусторонних соглашениях между государствами. Регулируются отношения в информационной сфере и нормами мягкого права.