Лекция 25. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Ключевые термины и понятия

Международное воздушное право; принципы международного воздушного права; районы полетной информации; маршрут обслуживания воздушного движения; воздушные зоны безопасности; международный полет; регулярные международные воздушные сообщения; полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами; правовой статус воздушного судна и экипажа; акты незаконного вмешательства; административные формальности; "Варшавская система".

Понятие, предмет международного воздушного права

Международное воздушное право (МВТТ) – часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства для целей полетов, перевозок и иной деятельности посредством воздушных судов.

Объективный процесс кодификации и прогрессивного развития норм МВП почти полностью ограничивается авиационными аспектами использования воздушного пространства.

В ряде стран вводятся единые системы управления движением в воздушном пространстве двух и более государств. Конвенция ООН 1982 г. содержит нормы, в соответствии с которыми государственные летательные аппараты должны обычно соблюдать правила полетов ИКАО при транзитном пролете через проливы и при архипелажном пролете.

В рамках ИКАО активно разрабатывается глобальная система управления воздушным движением, которая обеспечивала бы полеты как гражданских, так и государственных воздушных судов.

Воздушное пространство подразделяется на государственное (или суверенное) воздушное пространство и международное (или открытое) воздушное пространство.

Источники международного воздушного права

Первым международным многосторонним документом в области МВП явилась Парижская конвенция об аэронавигации 1919 г., участниками которой стали 38 государств. За ней следуют Иберо-американская (Мадридская) конвенция об аэронавигации 1926 г., Панамериканская (Гаванская) конвенция о коммерческой авиации 1928 г., Буэнос-Айресская конвенция 1935 г., Бухарестская конвенция 1936 г., Земанское соглашение 1937 г.

Указанные документы утратили силу с принятием Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции) 1944 г., являющейся основным документом в области МВП (по состоянию на 2013 г. участниками Конвенции являются более 190 государств). Часть II Конвенции содержит уставные положения ИКАО.

В 1944 г. приняты также Соглашение о транзите (или о "двух свободах воздуха"), насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте (или о "пяти свободах воздуха"), насчитывающее 11 участников.

Большой нормативный массив в МВП представлен документами так называемой "Варшавской системы", относящимися к воздушным перевозкам. Основу данной системы составляет Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. Данная Конвенция устанавливает принцип виновной ответственности воздушного перевозчика за смерть или телесное повреждение пассажира, за порчу или утрату груза (почты) или опоздание при перевозке. Установлены также требования к перевозочной документации, пределы ответственности перевозчика. В 1955 г. подписан Протокол к Варшавской конвенции, которым в два раза повышен предел ответственности. В 1999 г. заключена Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Россия рассматривает вопрос о присоединении к ней.

В 1961 г. заключена Конвенция, касающаяся выполнения перевозки лицом иным, чем договорный перевозчик. В 1975 г. в Монреале приняты четыре протокола к указанным документам "Варшавской системы". Среди них: Монреальский протокол № 1 к Варшавской конвенции 1929 г.; Монреальский протокол № 2 к Варшавской конвенции 1929 г., измененной Гаагским протоколом 1955 г.; Монреальский протокол № 4 к Варшавской конвенции 1929 г., измененной Гаагским протоколом 1955 г. (вводится принцип объективной ответственности перевозчика). В 1948 г. заключена Конвенция о признании нрав на воздушное судно. В 1952 г. заключена Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Римская конвенция 1952 г.), которая вступила в силу в 1958 г. и заменила Римскую конвенцию 1933 г. и Брюссельский протокол к ней 1938 г.

В области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации действуют: Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 г., Конвенция о маркировке пластиковой взрывчатки в целях обнаружения 1991 г.

В 1992 г. подписан Договор об открытом небе, предусматривающий выполнение полетов военных самолетов государств-участников над территорией друг друга (согласно договорным квотам) в контексте "мер доверия" и фотографирования наземных объектов.

В МВП действует ряд региональных договоров, например Соглашение о нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 г. В рамках СНГ заключено Соглашение об авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г., а также некоторые другие договоры. Значительный нормативный массив в МВП представлен двусторонними межправительственными соглашениями о воздушном сообщении.

Большую роль в МВП играют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты, рекомендуемая практика, процедуры и т.п., которые известны под названием "международные авиационные регламенты" (САРПС).

САРПС закреплены в 18 приложениях к Чикагской конвенции 1944 г., процедурах аэронавигационного обслуживания, дополнительных аэронавигационных процедурах и других документах, содержащих рекомендательные нормы. За исключением обязательных правил полетов, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции 1944 г. (только применительно к полетам над открытым морем), требований к бортовым журналам и признания свидетельств экипажа и удостоверений летной годности, указанные регламенты соблюдаются государствами по собственному усмотрению.

В соответствии со ст. 37 Чикагской конвенции 1944 г. государства члены ИКАО вправе представлять Совету ИКАО любые отклонения от авиационных регламентов (стандартов и рекомендаций), за исключением стандартов Приложения 2. То есть исходить из своей национальной практики, воспринимая стандарты и рекомендации ИКАО как ориентир в унификации весьма разнообразных правил полетов, управления воздушным движением, выдачи свидетельств членам экипажа, связи, маркировки и т.д. Вместе с тем все государства стремятся учитывать важнейшие рекомендации ИКАО в своих же интересах.