Международное торгово-экономическое регулирование

Известно, что развитие хозяйственного сотрудничества на международном уровне основывается, во-первых, на объективной необходимости международных экономических связей, во-вторых, на взаимной заинтересованности в их развитии, в-третьих, на организационных и юридических механизмах, позволяющих реализовать соответствующие связи. Без таких базовых элементов не может быть полноценного международного хозяйственного сотрудничества. Вместе с тем, следует учитывать, что интернационализация хозяйственной жизни многократно усилилась благодаря технологической революции, гигантскому обобществлению производства, произошедшему в последние десятилетия. Внешняя торговля, товарообмен стран дополняются новыми и новейшими формами информационно-технологических, экономических и финансовых связей. Но законы, обусловливающие углубление транснациональных интеграционных процессов, не действуют автоматически. Более того, если политическими и административными действиями не устранять заслоны на их пути, они будут постепенно "забываться", что создаст хаос в мировом и национальных хозяйствах.

Каждая из национальных хозяйственных систем стремится к такой организации связей на внешних рынках, которая предполагает наибольшие выгоды. А это возможно лишь при обмене готовыми изделиями, в производство которых вложен труд ученых, инженеров, квалифицированных рабочих, а также при условии действия закона спроса и предложения и ценовой конкуренции на мировом рынке на базе единых правил. С последним, правда, постоянно возникают проблемы.

Попытки воздействовать на мировой рынок со стороны мирового сообщества (его крупных и наиболее влиятельных участников) осуществляются:

• на универсально-мировом уровне (через установление ВТО торговых правил);

• на региональном уровне, в том числе через интеграционные образования (Евросоюз, НАФТА, АСЕАН, СНГ);

• в ходе двусторонних, многосторонних и иных международных торговых переговоров.

Устранение протекционистских, таможенных и прочих барьеров, существующих на мировом рынке, очевидно привело бы к повышению роли самого рынка как равновесной, саморегулирующейся системы. Но такая эволюция маловероятна, поскольку современный мировой рынок крайне политизирован. Сильные государства, стремясь решать "свои" задачи, осуществляют безудержную внешнеэкономическую экспансию, стимулируя национальных агентов мирового рынка (прежде всего ТНК и финансовые потоки) и таким образом усиливая диспропорции в объемах спроса и предложения и в определении ценовой политики.

Огромное влияние на мировой рынок оказывают факторы, связанные с мировой валютно-финансовой обстановкой:

• сильно влияет на относительно устойчивую систему мирового рынка нестабильность системы мировых финансов;

• наметилась тенденция (возможно, временная) к ослаблению роли ВТО и повышению роли решений "Большой восьмерки" G-8, "Большой двадцатки" G-20 и других международных коллективных организаций;

• все большее влияние оказывают односторонние действия США (в частности, ФРС), крупных финансовых структур, МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов.

Все это делает мировой рынок менее прогнозируемым. В период первой фазы мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. и в 2011–2013 гг. предпринимались многочисленные попытки укрепить механизмы наднационального регулирования движения финансовых потоков, прекращения спекулятивных операций в офшорах, снижения коррупции в банковской среде. Созывались совещания представителей правительств ведущих стран, саммиты глав государств и правительство (G-8, G-20), но особенных успехов эти форумы не имели. Они, правда, привели к некоторым изменениям в деятельности МВФ, в частности к перераспределению голосов в управлении Фондом в пользу развивающихся стран.

Очевидно и то, что чем интенсивнее развиваются внешние экономические связи стран, тем в большей мере укрепляются основы их международного сотрудничества и в других сферах. Но этого недостаточно, важно качество этих связей: если одна страна осуществляет крупномасштабные поставки сырья и энергоносителей, а другая в обмен поставляет готовые изделия, то независимо от масштабов этих связей страны не могут гармонично развиваться, так как имеют неравную базу, рыночные законы отступают в подобной ситуации. Необходимым элементом в целях решения такого рода задач выступает разумная национальная и международная экономическая политика. В противном случае возникшие противоречия не только не исчезнут, но будут углубляться, порождая напряженность.

Определенное воздействие на мировую экономику оказывает целый ряд наднациональных институтов, таких как ВТО и МВФ. Они если и не разрабатывают мировую торговую и финансовую политику, тем не менее проводят определенную линию в вопросах координации глобальной политики и, естественно, ориентируются на наиболее успешно действующие национальные экономики, к тому же финансирующие их деятельность.

Национальные лидеры крупнейших стран (в частности, входящих в G-8 и G-20) сходятся в формулировании основных целей и задач государственной экономической политики, к которым можно отнести:

• непрерывный и устойчивый экономический рост и развитие национальной экономики;

• максимальную занятость населения, исключающую высокий уровень безработицы;

• экономическую эффективность производства и рост производительности труда;

• стабильный уровень цен;

• экономические свободы для граждан страны;

• справедливое распределение доходов в обществе. Во всяком случае, такие заявления неоднократно делались в ходе саммитов в 2008–2013 гг. в связи с попытками координировать действия правительств в условиях глобального кризиса и в свете новых проблем, порожденных глобальной рецессией в посткризисный период;

• поддержку инвалидов, сирот, престарелых, семей с детьми, ОГЛАВЛЕНИЕ больниц, школ, учебных заведений (развитие социальной функции государства);

• сбалансированность торгового и платежного балансов, что предполагает проведение разумной политики в этих сложнейших секторах национальной экономики.

Однако, когда на международных форумах затрагиваются вопросы, связанные с реализацией основных задач национальной экономической политики, включая вопросы государственного и наднационального регулирования предпринимательства, немедленно возникают расхождения в позициях лидеров разных стран. Многие участники дискуссий ищут виновников собственных проблем за пределами своих государств и, что особенно тревожно, связывают успехи или неудачи своих стран и правительств с участием других государств. При этом не отдают себе отчета в том, что финансовые средства, которых они добиваются в качестве помощи, – это деньги налогоплательщиков конкретных стран, заработанные их производительным трудом. Часто, увлеченные решением сложных национальных экономических проблем, правительства "забывают" о нарастающих глобальных угрозах: опасности возможного краха международно-финансовой системы, неравномерности экономического роста по регионам планеты, угрозе расползания разрушительных видов оружия по странам и регионам, интенсификации локальных военных конфликтов, голоде и эпидемиях, экологических и техногенных катастрофах.

Регулирования процессов функционирования мирового рынка как системы институционально ни практически, ни теоретически не существует. В зависимости от ситуации в наиболее крупных государствах мира, от их внутренней и внешней политики нередко наблюдаются односторонние акции, нарушающие хрупкое равновесие рынка и даже правила ВТО.

В современной сложнейшей международной обстановке, как представляется, необходимо усиление роли ООН – этой единственной всемирной универсальной организации – в решении вопросов социально-экономического развития мира, сохранении глобальной экономической стабильности, а также разрешении региональных военно-политических конфликтов. Но этого не происходит. Серьезная проблема заключается в том, что многочисленные фундаментальные исследования, ведущиеся в организациях ООН, рекомендации, вытекающие из них, не принимаются в расчет национальными правительствами, в большинстве случаев оставаясь достоянием узкого круга ученых.