Закрепощение крестьян. Взгляды ученых на проблему закрепощения крестьян

Крепостное право – это система социально-экономических отношений, при которой крестьянин находится от землевладельца в личной зависимости, близкой к рабству. Крестьянин "прикреплен" к своему хозяину. Пользуясь личной зависимостью крестьянина, владелец заставляет его работать на себя (нести барщину) и собирает с него ренту в виде натурального и денежного оброка. При этом крестьянин своей земли не имеет. Надел, на котором он работает, крестьянин получает от помещика.

Как писал классик аграрной истории России А. Л. Шапиро, простого односложного ответа на вопрос о происхождении крепостничества дать невозможно. Известно, что до конца XVI в. русские крестьяне были лично свободны. Свобода крестьян ограничивалась экономической (долговой) зависимостью, а также ограничением переходов в Юрьев день и выплатой пожилого. Мы не имеем точных данных о доходности крестьянского хозяйства, но те немногие сведения, которые сохранились за XVI в., показывают, что выплата пожилого была в принципе достижимой, возможной для крестьян. Следовательно, были возможны и широко практиковались крестьянские переходы.

Как уже отмечалось, первую половину XVI в. можно назвать "золотым веком" русского крестьянства. Что же происходит в конце XVI в., когда положение крестьян стремительно ухудшается, их правовой статус начинает меняться и постепенно сближаться с холопами, а безземельность становится роковым обстоятельством их судьбы?

В 1570–1580-е гг. в России развивается социально-экономический кризис. Его считают последствием разорения страны из-за опричнины и Ливонской войны. Проявлениями кризиса стали демографический спад, опустошение сельских поселений и поместий детей боярских, падение собираемости налогов, снижение доходов государства и социальной верхушки – дворянства (не говоря уже о крестьянском обнищании). По дворянству кризис ударил особенно болезненно. Поместная конница воевала на фронтах Ливонской войны, а по возвращению домой воина встречало разоренное безлюдное поместье (в некоторых прифронтовых местностях русского Северо-Запада запустело до 80% хозяйств).

В начале 1580-х гг. в ряде местностей вводятся так называемые заповедные лета – отмена Юрьева дня, запрет, "заповедь" на несколько лет возможности перехода от одного землевладельца к другому. О заповедных летах известно очень мало. Они упоминаются в восьми разрозненных грамотах Едровского стана Деревской пятины Новгородской земли. Согласно этим документам в 1588–1589 гг. три едровских помещика потребовали вернуть им крестьян, ушедших от них в заповедные годы, с 1581 но 1588 г. Д. Я. Самоквасов и В. И. Корецкий обратили внимание на то, что исходная дата этих заповедных лет совпадает с датой начала составления писцового описания Деревской пятины (1581), составления ее кадастра. Отсюда делался вывод, что введение заповедных лет было связано с государственной политикой по составлению описаний земель. Ученые спорили, была эта мера общероссийской (такую точку зрения высказывал Б. Д. Греков) или локальной, распространявшейся только на отдельные территории (С. Б. Веселовский) .

Однако введением заповедных лет ситуацию исправить было нельзя. Ведь мало удержать рабочую силу: надо ее восстановить, т.е. вернуть ушедших, беглых крестьян. "Свозы" крестьян у соседей, во-первых, считались преступлением, а во-вторых на всех помещиков крестьян все равно не хватило бы. Власти пытались создать для крестьян привлекательные условия. Так, в 1580–1590-е гг. в ряде местностей действовал указ об обелении господской запашки от государева тягла на пять лет. В 1584 г. произошла отмена тарханов, т.е. льгот монастырским землям. Теперь, когда основная тяжесть налогов ложилась на церковное землевладение, крестьянину было выгоднее жить и работать у светского землевладельца. Но все равно все эти меры помогали слабо. Рабочей силы в хозяйствах помещиков по-прежнему не хватало.

В 1597 г. выходит указ об урочных летах (годы, в течение которых осуществлялся сыск и возврат беглых крестьян в их бывшие поместья). Указ устанавливал срок в пять лет, т.е. искали и возвращали крестьянина, бежавшего не более пяти лет назад. Если он ушел шесть, семь и более лет назад, его не трогали. В этом проявлялась компромиссность указа: с одной стороны, он шел навстречу землевладельцам, обещая возврат в их поместья беглых; с другой – предписывал не трогать крестьян, которые обжились на новых местах и успели стать исправными налогоплательщиками. В условиях российских просторов, в контексте постепенно нараставшего социального и политического кризиса, который в начале XVII в. выльется в гражданскую войну – Смуту, скрываться от властей больше пяти лет не составляло особого труда. Только в 1607 г . специальным Уложением правительство царя Василия Шуйского введет 15-летние урочные лета – уже серьезный срок для сыска беглых.

Важным новшеством здесь было усиление роли государства, перевод вопроса на государственный уровень. Если раньше проблема бегства работников составляла трудности лишь для их владельца, то в 1580–1590-е гг. это все больше становится сферой внутренней правительственной политики. Первой ласточкой было принятие в 1586 г. закона о служилых кабалах, по которому при похолоплении по кабале владелец был обязан регистрировать кабалу в специальных книгах. По наблюдению В . И. Корецкого, здесь был опробован механизм, который власть впоследствии распространит на крестьян: вводя обязательную регистрацию служилых кабал в кабальных книгах, государство тем самым брало на себя гарантии осуществления сыска беглых холопов. В 1597 г. "Уложением о холопах" норма о сыске беглых холопов была еще более развита и конкретизирована. Нечто подобное в эти же годы происходит и с русскими крестьянами.

В результате введения заповедных и урочных лет права русского крестьянства были существенно ограничены: оно утратило свободу передвижения и оказалось прикрепленным к земле. Первые меры носили еще не всеобщий характер, были локальными. Но это были шаги по введению в России крепостного права. Его окончательное законодательное оформление произойдет только в 1649 г., когда Соборным Уложением будет введен бессрочный сыск беглых крестьян.

Относительно механизма введения крепостного права существует две концепции, условно называемые указная и безуказная.

Сторонники указной концепции (В. Н. Татищев, Η. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. И. Сергеевич, В. И. Корецкий) полагают, что в конце XVI в. был издан специальный указ, запрещающий переход крестьян и вводящий сыск беглых. Ученые датировали этот указ 1592 г. и предложили возможную реконструкцию его текста.

Сторонники безуказной концепции (Μ. П. Погодин, В. О. Ключевский, М. А. Дьяконов, Р. Г. Скрынников) отмечают, что текста указа не сохранилось. Учитывая огромную значимость этой реформы, радикально меняющей весь социальный строй России, указ должен был сохраниться или оставить какие-то отчетливые следы, но их нет.

Р. Г. Скрынников писал: "Основной законодательный материал конца XVI в. сравнительно хорошо сохранился до наших дней. Имеется много десятков приговоров и указов того времени, посвященных не только первостепенным, но и маловажным сюжетам. Среди самых значительных законов определенно отсутствует лишь один, оказавший неизмеримое влияние на весь ход экономического развития России. Это указ о закрепощении крестьян".

В связи с этим сторонники данной концепции утверждают, что не было одного судьбоносного указа, а было несколько последовательных распоряжений властей по частным вопросам, которые в результате и сложились в систему крепостного права. По словам Р. Г. Скрынникова, "и запрет крестьянских переходов в рамках заповедных лет, и пятилетние урочные годы были введены в жизнь посредством временных правительственных распоряжений, не облеченных в форму развернутого, мотивированного законодательного акта".

Почему и для чего произошло введение крепостного права? В. О. Ключевский полагал, что это было следствием роста крестьянской задолженности в конце XVI в., когда неплатеж податей принял тотальный характер, и дворяне просто перестали отпускать крестьян. А. Л. Шапиро предположил, что во второй половине XVI в. значительно увеличивается объем крестьянских повинностей, размер эксплуатации крестьян. Не выдержав повышения гнета, крестьяне стали бежать от хозяев, поэтому и понадобилось закрепощение, чтобы удержать их у хозяев. Р. Г. Скрынников обратил внимание на меры правительства в 1580-е гг. по удержанию в системе тягла тяглецов (это касалось как крестьян, так и посадских людей), от платежей которых прямо зависело состояние государственных финансов. Собственно, переписи 1580-х гг. преследовали именно эту цель – зафиксировать на местах имеющихся в наличии налогоплательщиков, после чего власти должны были позаботиться, чтобы они никуда не ушли и не выбыли из системы государева тягла.

Таким образом, первоначально закрепостительные меры преследовали в первую очередь интересы государства, но ими воспользовались помещики в своих частновладельческих целях, стремясь закрепить крестьян за собою на рабских правах.

Уже первые шаги по введению крепостного права вызвали серьезные изменения в социальной жизни России. Для подавляющего большинства ее населения – русского крестьянства – закрепощение означало радикальное изменение уклада жизни, ее серьезное ухудшение, утрату права и возможностей изменить свою жизнь. Среди землевладельцев начинается ожесточенная борьба за крестьян, за возврат беглых, их прикрепление к хозяину. Особенно нестабильным регионом оказался Юг России, где скапливались массы беглых крестьян. Данные социальные процессы сыграли роковую роль в нарастании масштабного социально-политического кризиса в начале XVII в., вылившегося в гражданскую войну – Смуту.