Международное сотрудничество в области охраны труда

Наша страна продолжает проводить гармонизацию действующих стандартов охраны труда с требованиями МОТ. Россия ратифицировала конвенции МОТ № 155 О безопасности и гигиене труда (1981), № 187 Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (2006) и Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУ ОТ 2001. В соответствии с этим многие предприятия в российских регионах уже активно внедряют систему управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 (ГОСТ 12.0.230-2007). В Трудовой кодекс РФ 18.07.2011 были введены новые понятия: "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками".

Специалисты но охране труда Бюро МОТ в Москве на протяжении нескольких лет добивались внесения этих и других соответствующих поправок в наше законодательство. Они ознаменовали начало практического применения в России подхода МОТ к управлению профессиональными рисками (т.е. к их выявлению и устранению) вместо применяемой системы оценки рисков, свойственной для большинства стран постсоветского пространства и направленной лишь на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, на выплату надбавок, предоставление молока, дополнительного отпуска, досрочной пенсии "за вредность".

В настоящее время МОТ реализует на Северо-Западе России и в Центральной Азии проект "Безопасный труд – безопасная жизнь".

Ежегодно 28 апреля МОТ отмечает Всемирный день охраны труда, чтобы привлечь внимание правительств, работодателей и широкие слои общественности к проблемам здоровья и охраны труда на производстве.

Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза, США и Канады. Особый интерес представляет опыт Великобритании, Финляндии и США. Их стратегии основана на том, что безопасный груд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества.

Великобритания в 2004 г. приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 г. и более, поставив задачу снижения уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональной заболеваемости – на 20%, потерь рабочего времени по причине заболеваемости – на 30%. В Стратегии разработаны новые пути достижения безопасного труда в меняющейся экономике, т.е. в экономике, где происходит снижение квалификации работников но вопросам охраны труда в связи с увеличением числа мелких предприятий (до 10 чел.), ростом количества работников, занятых неполное рабочее время; увеличением числа работающих женщин; с расширением сферы услуг и привлечением недостаточно обученной иностранной рабочей силы. Особое место уделено развитию бюджетного сектора (который должен стать образцом создания условий безопасного и здорового труда для частного сектора), развитию социального партнерства с профсоюзами, деловыми ассоциациями, с регионами и местной властью. Стратегия ставит цель создать общество, в котором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются, в котором управление здоровьем и безопасностью является коллективной задачей, в решении которой значительная роль отводится и самому работнику.

Исполнение Стратегии возложено на комиссию по охране и безопасности труда, подведомственную Министерству труда и пенсий Великобритании. Она выпустила большое количество специальных материалов, в которых в наглядной и удобной форме доводит до работодателей и их работников основные требования закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Просто и понятно ("пять шагов оценки рисков") в них расписана процедура оценки рисков (повторяется не реже одного раза в год), результаты которой заносят в специальную регистрационную карту. Системой управления профессиональными рисками охвачено каждое рабочее место в Великобритании. Для малого бизнеса разработаны упрощенные формы и методики оценки рисков, а также информационные материалы, облегчающие усвоение правил техники безопасности, обязанностей работодателя и работников по управлению рисками.

В США Стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического плана Министерства труда США. Часть плана, которая называется "Безопасные защищенные рабочие места" направлена на обеспечение гарантий того, что рабочие места будут безопасными и гигиеничными. Еще в 1970 г. в США был принят закон о безопасности труда на производстве, предусматривавший учреждение федерального агентства – Управления по безопасности труда на производстве (УБТП). В каждом из штатов были приняты аналогичные нормативные акты и созданы свои ведомства по безопасности труда в структуре исполнительной власти. Принципиальной основой данных законодательных актов является то, что работодатель должен обеспечить безопасные оборудование и технологии; специальную рабочую одежду, обувь и др.

Работодателям предписывается информировать работников о возможной опасности на каждом производстве и обучать их технике безопасности, вести учет всех (даже мелких) случаев производственного травматизма и связанных с этим потерь рабочего времени. В свою очередь работник в случае нарушений существующих норм охраны труда может обратиться в УБТП с жалобой на работодателя, на основании чего производится проверка. Проверка производиться автоматически, если на производстве произошел случай с тяжкими последствиями – гибель работника. При выявлении нарушений на предприятия накладывались штрафы. Однако одно время они были настолько невелики, что работодателю было выгоднее заплатить штраф, чем финансировать мероприятия по улучшению условий труда (этот опыт известен и России).

В 1990 г. штрафы увеличили в семь раз. Кроме того, чтобы санкции были еще более чувствительными, Управление стало разбивать массовые нарушения на множество отдельных случаев, накладывая штрафы за каждый из них. В результате сумма штрафов могла достигать 1 млн долл. США и более на одного нарушителя. Это заставило многих работодателей пересмотреть свое отношение к охране труда.

Управление публикует список рабочих мест с наивысшим уровнем несчастных случаев и включает предприятия, их допустившие, в план проведения инспекционных проверок. В то же время эти предприятия получают рекомендации консультантов по безопасности труда, обсуждают проблему со своими страховщиками или консультируются в соответствующих службах штатов. Предприятиям малого бизнеса, попавшим в этот список, предоставляют бесплатные консультации во всех штатах.

Для помощи пострадавшим в США создана государственная система страхования по производственному травматизму (СПТ), которая предполагает установление денежных выплат (пособий) пострадавшим и их семьям, а также оказание им медицинской помощи, примерно так же, как это делается и у нас с 1998 г.

США прогнозирует повышение спроса на каменный уголь и поэтому разрабатывает долгосрочные стратегии, направленные на охрану труда 300 тыс. работников, занятых в этом секторе производства. За пять лет здесь удалось снизить травматизм на 35% (в целом по промышленности – на 23%), взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний. В этой отрасли действует специальная администрация по охране труда, в которой работает круглосуточная горячая линия, принимающая жалобы на нарушения в сфере охраны труда. Любые жалобы, независимо от источника их получения, являются основанием немедленной проверки. Достаточно, чтобы информация содержала сведения о месте и факте наличия угрозы здоровью людей. Все это дает ежегодное снижение травматизма на 15% и потерь рабочих дней – на 50%.

В Финляндии внедрена так называемая программа "нулевого травматизма". На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника. Налажена и стандартизирована система учета профессиональных рисков, степень их вероятности и характера влияния на здоровье. Работники вместе с профсоюзами участвуют в оценке профессиональных рисков и в мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.

В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда. Среди других направлений особое внимание уделено молодежи. В ее среде в активной форме культивируется ответственное отношение к своему труду и здоровью, к управлению профессиональными рисками. В эту работу вовлечены молодежные организации, профсоюзы, школы, университеты и другие учебные заведения.

Большой массив информации по охране труда расположен на сайте этого агентства в открытом доступе. В простой и удобной для восприятия форме дана базовая информация о природе рисков и методах их оценки. Путем однозначных ("да, нет") ответов на ясно сформулированные вопросы каждый работник может самостоятельно провести оценку рисков на своем рабочем месте и, следуя стандартным, не сложным в применении рекомендациям, составить персональный план действий по снижению рисков и сохранению своего здоровья.

Согласно Концепции демографической политики РФ в сфере охраны труда на период до 2025 г., на этапе 2016– 2025 гг. планируется достичь показателей Евросоюза – сократить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3–5% и уменьшить показатель частоты травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05–0,08 чел. на 1000 работающих.

В соответствии с Руководством МОТ "Регистрация и уведомление о профессиональных несчастных случаях и заболеваниях" нам также необходимо переходить на международную терминологию. Известно, что действующая в России система регистрации и учета несчастных случаев и профзаболеваний дает заниженную статистическую картину. В частности, в России ежегодно выявляется лишь около 7000 профзаболеваний против более 400 тыс. случаев в США (из официальной оценки Бюро трудовой статистике), во Франции – около 22 тыс., а в Германии – 19 тыс. случаев компенсированных профзаболеваний.

Почти во всех государствах Европейского союза (ЕС) в нашей стране действуют законодательные акты или правительственные постановления, касающиеся обучения правилам безопасности труда в системах среднего, продвинутого и высшего образования. В зависимости от цели обучения акцент делается либо на глубокое изучение предмета, либо на приобретение практических навыков; естественно, прежде всего, требуются знания нормативных документов.

В Португалии, например, осуществляется Национальная программа обучения охране труда, девиз которой: "Безопасность труда на работе: изучай сегодня – применяй знания всю жизнь". Изучение курса является обязательным в средних, специальных и высших учебных заведениях.

Поскольку с университетских кафедр профессиональные риски "видны" не очень хорошо, убедить руководство вузов включать в учебные программы курс охраны труда весьма непросто. С такой инициативой в ряде стран выступают министерства труда. В Великобритании, например, Комиссия по здоровью и безопасности труда добилась включения программ охраны труда в общую программу обучения, начиная со школьного курса и заканчивая университетским. Важность изучения этого курса была подчеркнута в правительственной программе "Возрождая охрану труда". Она сыграла роль своеобразной "увертюры" к Стратегическому плану по предотвращению травматизма в Великобритании на 2001–2010 гг. Курс охраны труда вошел и в аспирантские программы.

В Испании регулярно проходят защиты магистерских диссертаций но проблемам охраны труда. В нашей стране защиты кандидатских и докторских диссертаций по этой проблеме уже давно практикуются.

В ряде стран проводятся проверки знаний преподавателей на соответствие современным требованиям.