Международное регулирование сферы услуг, роль ГАТС

Быстрое развитие мирового рынка услуг, увеличение их значимости в глобализирующейся экономике поставили на повестку дня вопрос о выработке общих правил регулирования этой сферы. Многосторонние переговоры по вопросам международной торговли услугами начали проводиться с середины 80-х годов и завершились подписанием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), которое наряду с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) стало основой Всемирной торговой организации (ВТО) и вступило в силу с 1 января 1995 г.

ГАТС – единственное универсальное международное соглашение, регулирующее мировую торговлю услугами с помощью установленных им правил и принципов. Оно направлено на расширение торговли услугами па условиях гласности и поступательной либерализации, вовлечения в эту сферу все большего числа развивающихся стран, среди прочего посредством усиления потенциала их национальной сферы услуг и повышения ее эффективности и конкурентоспособности.

Одной из целей ГАТС провозглашено "сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран – участниц ВТО по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во все мире"[1].

Положения ГАТС распространяются на весь комплекс мер, применяемых правительствами к услугам, предоставляемым на коммерческой основе. Что касается услуг, приобретаемых правительственными учреждениями для собственных нужд, то они под его действие не подпадают, а регулируются Соглашением о правительственных закупках ВТО.

Помимо основного соглашения ГАТС международную правовую базу регулирования сферы услуг формирует ряд соглашений, содержащих многосторонние и двусторонние договоренности в различных областях:

• международные соглашения о сотрудничестве в отдельных отраслях услуг, действующие в формате международных организаций (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Международная туристическая организация – ЮНВТО);

• двусторонние и многосторонние межгосударственные торгово-экономические соглашения, включающие отдельные аспекты торговли услугами и движения капитала, включая региональные торговые соглашения (РТС);

• отраслевые двусторонние и многосторонние соглашения между странами (о сотрудничестве в области морского транспорта, авиаперевозок, туризма, образования, здравоохранения, информационной сфере, космоса, телекоммуникациях и т.д.);

• соглашения о межгосударственном взаимодействии в сфере услуг в рамках различных региональных интеграционных объединений (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, ТС и т.д.) и международных организаций (ОЭСР, ЮНКТАД).

По оценке профессора И. И. Дюмулена, международной торговлей услугами в той или иной степени занимаются более 40 международных организаций[2], кроме того, эти вопросы включены в сотни двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о торговле и сотрудничестве. 70% имеющихся региональных торговых соглашений РТС содержат положения о либерализации торговли услугами.

ГАТС состоит из преамбулы и 29 статей, объединенных в шесть частей[3]:

I. Сфера применения и определения.

II. Общие обязательства и правила.

III. Специфические обязательства.

IV. Постепенная либерализация.

V. Институциональные положения.

VI. Заключительные положения.

Неотъемлемой частью Соглашения являются приложения. В их число входят:

• приложение об изъятиях из обязательств по статье II, где определены условия, согласно которым член при вступлении в силу Соглашения может освобождаться от своих обязательств по предоставлению РНБ;

• приложение о перемещении физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением;

• приложение по авиатранспортным услугам;

• приложение по финансовым услугам;

• второе приложение по финансовым услугам;

• приложение о переговорах по услугам морского транспорта;

• приложение по телекоммуникациям;

• приложение о переговорах по основным телекоммуникациям.

Отдельно приложены другие документы – решения министров о продолжении переговоров по различной тематике: об институциональных договоренностях по ГАТС; о некоторых процедурах урегулирования споров по ГАТС; по торговле услугами и окружающей среде; по переговорам о перемещении физических лиц; по финансовым услугам; по переговорам об услугах морского транспорта; по переговорам по основным телекоммуникациям; по профессиональным услугам; об обязательствах по финансовым услугам.

В пакет документов ГАТС входят также в качестве неотъемлемой части списки обязательств каждой страны – члена ВТО по либерализации доступа на се рынки иностранных поставщиков услуг в конкретных секторах и подсекторах услуг.

Таким образом, можно сказать, что ГАТС содержит три блока прав и обязательств:

1) само Соглашение, где зафиксированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;

2) приложения, регулирующие отдельные виды услуг и объясняющие применение условий ГАТС к этим услугам (например, морской транспорт, телекоммуникации, авиаперевозки); положения об изъятиях по II статье ГАТС (из режима наибольшего благоприятствования – РНБ);

3) перечень конкретных (специфических) обязательств стран – членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

Такого рода структура ГАТС позволяет разграничить общие для всех стран – членов ВТО обязательства в области услуг и те, под которыми они добровольно подписываются. Это решение, совпадающее со структурой ГАТТ, сделало ГАТС приемлемым для всех стран, независимо от уровня экономического развития и степени продвижения на пути либерализации внешнеэкономической сферы и конкретно сферы услуг.

Вместе с тем сложности самого процесса международной торговли услугами, имеющиеся противоречия между развитыми и развивающимися странами стоят на пути окончательной либерализации этой сферы. Это отразилось на пробуксовке переговоров Дохийского раунда ВТО по услугам.