Лекция 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

В результате изучения главы студент должен:

знать

• источники международного права, основные многосторонние и двусторонние международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация;

• порядок взаимодействия международного и внутри государственного права России;

• принципы регулирования межгосударственных отношений независимых суверенных государств и международных отношений между государствами и другими субъектами международного права;

• современные тенденции развития международного нрава;

уметь

• исследовать и давать оценку внешнеполитическим событиям в мире;

• давать квалифицированную и высококачественную правовую оценку действиям государств во всех областях их международного сотрудничества;

• анализировать, толковать и применять международные правовые акты;

• юридически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения при анализе международных договоров в области экономического и торгового сотрудничества;

владеть

• методами сбора и анализа информации по международной проблематике;

• политически корректной корпоративной культурой международного общения и навыком применения особенностей местной деловой культуры зарубежных стран;

• знанием и пониманием основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Россией.

Понятие международного права и его роль в международных экономических отношениях

Вопросы международного права занимали умы ученых-юристов много веков назад. Международному праву как терминологическому выражению присуща определенная условность, ибо термин "международное право", употребляемый в государственных и международных правовых актах, не в полной степени отвечает истинному значению понятия.

Прообразом "международного права" является сложившийся в римском праве термин jus gentium, т.е. "право народов", и применялся этот свод правил в пределах Римского государства ко всем свободным гражданам независимо от их принадлежности. Позднее он стал применяться во взаимоотношениях Рима с другими государствами и стал именоваться "общее для всех народов право".

Возникло международное право одновременно с образованием государств и развивалось как регулятор именно межгосударственных отношений.

Реально существует межгосударственное право, которое и создано государствами и регулирует главным образом межгосударственные правоотношения.

В зарубежной и отечественной юридической литературе дается большое разнообразие определений международного права. В чем-то они схожи, в чем-то дополняют друг друга, но есть много общего, что дает возможность констатировать: международное право – это сложный комплекс принципов, юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими субъектами международного права путем международных соглашений и договоров, а также международно-правовых обычаев.

Международное право – это особая правовая система, состоящая из норм и принципов, регулирующих правоотношения между субъектами, участвующими в международных отношениях.

Нормы международного нрава – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений всех субъектов международного права.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

К настоящему времени международное право стало правом общения между государствами разных социальных систем и разного уровня: развитых, развивающихся и находящихся в процессе становления. Значительно расширились виды субъектов за счет роста числа международных организаций, межгосударственных объединений, вовлечения в сферу правового регулирования бывших колониальных стран, коренных народов, юридических и физических лиц, неправительственных организаций.

В начале нового тысячелетия международное право характеризуется некоторыми новыми чертами и тенденциями развития. Они обусловлены крупными переменами в социальной и политической картине мира, усилением взаимосвязанности и взаимозависимости государств.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями (например, Ватикан), между международными межправительственными организациями. Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"). Данные отношения составляют предмет международного права.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

Субъектами международного права являются: государства; международные межправительственные организации; государствоподобные образования; нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также, в определенных случаях, юридические и физические лица.

Источники международного права представляют собой признанные странами формы воплощения результатов согласования воли государств, формы фиксации международных правовых норм.

Основными источниками международного права являются международный договор, т.е. явно выраженное соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, и международно-правовой обычай, т.е. молчаливое или подразумеваемое соглашение субъектов международного права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Под международно-правовым обычаем понимается сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Он складывается в силу повторяющихся международных действий всех или некоторых субъектов международного права и проявляется больше в определенном образе поведения, чем в сформулированной норме. Как правило, правовой обычай не имеет письменной формы. Характерным для международно-правового обычая является длительность его применения и убежденность в его юридической обязательности для участников международных отношений.

Исторически международное право формировалось из правовых обычаев, а затем из договорных норм, как двусторонних, так и многосторонних. Договор в наиболее четкой и определенной форме выражает соглашение между субъектами международного права о создании юридически обязательных для них правил – международных правовых норм, касающихся установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Международное право проявляется в двух аспектах: оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества, т.е. как регулятор международных отношений. С другой стороны, международные правовые нормы включаются во внутригосударственные (национальные) правовые системы и применяются в сфере правовой системы государства. Международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством.

Так, например, п. 1 ст. 7 ГК РФ констатирует: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации".

Международное право по своей сути выполняет целый ряд очень существенных функций:

– координирующую – с помощью норм международного права его субъекты устанавливают общие стандарты поведения между собой;

– регулятивную – нормы международного права призваны регулировать правоотношения субъектов международных отношений, способствовать их укреплению и развитию;

– обеспечительную – международное право содержит нормы об ответственности за несоблюдение или нарушение принятых договоренностей, что побуждает субъектов международного права соблюдать общепринятые нормы международного права;

– охранительную – в международной практике существуют и применяются механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

Исторически сложилось разделение международного права на две самостоятельные, хотя и тесно связанные одна с другой, категории – международное публичное право (МПП) и международное частное право (МЧП). Международное право, выполняющее функции регулятора межгосударственных отношений, раньше принято было называть международным публичным правом. В настоящее время такое выражение употребляется редко, поскольку его вытеснило выражение "международное право". Международное частное право регулирует международные отношения субъектов негосударственного характера, прежде всего гражданско-правовые отношения с участием иностранного (международного) элемента.

Между юристами-учеными идут нескончаемые дискуссии, но так единого определения понятий ни МПП, ни МЧП не выработано.

Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую общественные отношения межгосударственного характера.

Ранее нами давались основные различия между МПП и МЧП (см. параграф 5.1), однако следует отметить, что несмотря на существенные отличия международного частного права от международного публичного права, между ними есть и общее, прежде всего они регулируют правовые отношения, имеющие место в международной жизни.

Помимо усилившегося взаимовлияния международного и внутреннего права изменяется в целом роль международного права: оно служит не только традиционным связующим звеном в отношениях государств на международной арене, но и основой создания общего правового поля в сфере экономической, финансовой, таможенной и другой деятельности.

Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В основу международного права был положен принцип сотрудничества.

В эпоху глобализации международных отношений появляются новые сферы международного сотрудничества, уже имеющееся сотрудничество углубляется и расширяется. Это сопровождается усилением роли международного права как регулятора взаимоотношений между государствами. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. При этом важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Примером такого универсального многостороннего экономического договора может служить Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г., а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам. Несмотря на большое значение многосторонних соглашений и договоров, в подавляющем большинстве сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Наиболее существенное значение для формирования норм международного права в сфере экономики имеют некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся договоры о торговле, о мореплавании и др. Главное в них – закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств (1974), Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества. Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях" (1984) и "О международной экономической безопасности" (1985).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских сообществ, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.

Среди документов, имеющих существенное значение для международного права в сфере экономической деятельности, следует назвать раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 г.

Все это, несомненно, свидетельствует о большой роли международного права в установлении и развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества, оказании существенной помощи российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, обеспечении условий для равноправного и недискриминационного торгового обмена с иностранными партнерами и создании благоприятного климата в международном экономическом сотрудничестве.