Лекция 26. Международное морское право

Международное морское право является одной из старейших отраслей МП. Оно представляет собой совокупность принципов и норм МП, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между субъектами правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычаев. Кодификация морского права была проведена в середине XX в. Первая Конференция ООП но морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Па Второй конференции (1960 г.) не удалось выработать какое-либо существенное соглашение о границах территориального моря и правах па рыболовство.

В 1967 г. ГА ООН решила, что изменения в мире требуют от международного сообщества заняться вопросами права, регулирующего использование морей за пределами действия национальной юрисдикции. Для изучения этих вопросов Ассамблея учредила специальный комитет, который в 1968 г. был переименован в Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. 17 декабря 1970 г. ГА ООН приняла Декларацию принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции. Эти районы были объявлены "общим наследием человечества". ГА приняла также решение о созыве Третьей конференции ООН по морскому праву.

С 1973 но 1982 г. прошло 11 сессий конференции, на которых были выработаны и подписаны Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) и Заключительный акт. В 1983 г. началась работа по созданию Международного органа по морскому дну — Международного трибунала но морскому праву.

Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей (Париж, 14 марта 1884 г.), Международная конвенция электросвязи (Найроби, 1982 г.) и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

МП различает несколько видов водных пространств. Их правовой режим неодинаков.

Внутренние воды

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

— водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

- акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

- воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 26.3);

— морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются так называемые "исторические воды", перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем востоке (ширина входа более 100 миль); Гудзонов залив в Канаде (50 миль) и др.

В Российской Федерации правовой статус внутренних вод регламентируется Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Перечень исторических вод России устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям". К внутренним морским водам России относятся моря: Карское, .Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные суда во внутренних водах должны соблюдать законы прибрежного государства. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором, например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

Согласно законодательству РФ под "морским портом" понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Правовой режим морских портов РФ регулируется вышеназванным Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и КТМ РФ.

Морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов РФ.

Административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. "Портовые власти" — соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них федеральными законами и постановлениями Правительства РФ полномочия. Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями. Капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта. Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.

В отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении аналогичных судов РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения.

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе в морские порты РФ, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

а) законодательство, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также охраны памятников истории и культуры;

б) пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) правила, установленные для морских портов;

г) правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории РФ;

д) другие правила, установленные законодательством и международными договорами.

Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.

Иностранные военные корабли и другие государственные суда, могут заходить в морские порты РФ по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами. Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством РФ и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".

Международные договоры устанавливают особые правила режима портов РФ. Так, в соответствии с Соглашением между Правительствами РФ и США по морскому транспорту (2001 г.) судам под флагом США разрешается заходить в порты РФ, открытые для захода других иностранных судов, при условии уведомления соответствующих властей за 24 часа до планируемого захода. Заход в порты Мурманск, Новороссийск, Владивосток и Петропавловск-Камчатский разрешается при условии уведомления соответствующих властей за 72 часа до планируемого захода.