Лекция 29. Международное атомное право

С середины 1950-х гг. государства активно сотрудничают в области мирного использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость в координации усилий государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое число международных соглашений, регулирующих различные аспекты мирной атомной деятельности, сформировалась новая отрасль МП — международное атомное право.

Источниками данной отрасли являются: Устав Международного агентства по атомной энергии (26 октября 1956 г.), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (Москва, Вашингтон, Лондон, 1 июля 1968 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 16 октября 1979 г.), Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 25 сентября 1986 г.) и др.

Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направлениях: ядерное разоружение; обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты; регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ; физическая защита ядерных материалов; атомное судоходство; использование ядерных источников энергии в космосе; охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения; ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб; помощь в случае ядерной аварии.

Международное агентство по атомной энергии

МАГАТЭ создано в 1956 г. и действует на основании Устава. Главные органы МАГАТЭ — Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат. Место расположения МАГАТЭ — Вена (Австрия).

Генеральная конференция состоит из представителей всех государств — участников МАГАТЭ и собирается на свои заседания один раз в год. В соответствии с Уставом Генеральная конференция: обсуждает любые вопросы, относящиеся к функциям любого органа МАГАТЭ, и даст по ним рекомендации членам Агентства или Совету управляющих; принимает решения по вопросам, переданным на ее рассмотрение Советом управляющих; выбирает часть членов Совета управляющих; осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом. По некоторым вопросам (прием государств в члены МАГАТЭ, принятие бюджета Агентства, утверждение соглашений между Агентством и другими международными организациями и т.д.) Генеральная конференция вправе принимать решения лишь после соответствующего решения Совета управляющих.

Совет управляющих является исполнительным органом Агентства. В основе формирования Совета лежит принцип наибольшей развитости данного государства в области технологии атомной энергии, включая производство исходных материалов. Совет управляющих состоит из представителей 35 государств; при этом 13 членов Совета назначаются самим Советом, остальные члены ежегодно избираются Генеральной конференцией.

Совет управляющих, согласно Уставу МАГАТЭ: назначает Генерального директора Агентства с последующим утверждением его Генеральной конференцией; заключает соглашения о займах, поставках, проектах МАГАТЭ и технической помощи; заключает соглашения с ООН, другими международными организациями, которые подлежат утверждению Генеральной конференцией; осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом.

Заключаемые Советом соглашения о поставках представляют собой трехсторонние контракты между МАГАТЭ, государством-поставщиком и государством-получателем помощи в области мирного использования атомной энергии. Соглашения о проектах — это двусторонние соглашения между Агентством и государством — получателем помощи. Соглашения о технической помощи заключаются как с членами Агентства, так и с государствами, не входящими в МАГАТЭ. Совет управляющих ежегодно рассматривает и утверждает программу технической помощи в виде услуг и оборудования, предоставляемой Агентством из собственных средств.

Кроме того, Совет управляющих утверждает нормы безопасности, предписывающие максимально допустимые уровни облучения и основные принципы работы с излучениями, а также нормы безопасности по отдельным видам атомной деятельности. Эти нормы обязательны в отношении любой атомной деятельности, осуществляемой Агентством. Для остальных субъектов атомной деятельности нормы МАГАТЭ становятся обязательными путем включения их в качестве приложений в международные документы или установления отсылок к ним в соглашениях государств между собой и с МАГАТЭ.

Секретариат Агентства является административным органом МАГАТЭ. Секретариат организует заседания органов Агентства, осуществляет техническое обеспечение, составляет программы и т.д. Возглавляет Секретариат Генеральный директор МАГАТЭ, назначаемый на четыре года Советом управляющих и утверждаемый Генеральной конференцией.

МАГАТЭ обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая Агентством или по его требованию, либо под его наблюдением или контролем, не была использована для военных целей. Устав определяет концепцию гарантий и полномочия МАГАТЭ в отношении их применения. Со вступлением в силу Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. контроль МАГАТЭ распространяется на всю деятельность членов этого договора в области мирного использования атомной энергии.

Технические принципы применения гарантий определяются документом МАГАТЭ "Система гарантий Агентства" (1968 г.), положения которого становятся обязательными для государства после вступления в силу двустороннего соглашения о гарантиях между Агентством и государством.

Типовое соглашение о гарантиях Агентства зафиксировано в документе МАГАТЭ "Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ соглашения между Агентством и Государствами, требуемого в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия", в соответствии с которым государства обязуются применять гарантии МАГАТЭ ко всем исходным и специальным расщепляющимся материалам в мирной атомной деятельности в пределах своей юрисдикции с целью проверки, чтобы такой материал не использовался для создания ядерного оружия.

Агентство имеет право на независимую проверку атомной деятельности государств своими инспекторами.

Заключаемые с государствами двусторонние соглашения о гарантиях должны соответствовать типовому соглашению и вступают в силу после их ратификации государствами. Соглашения о гарантиях могут заключаться и с неядерными государствами. В этом случае в них указывается, что до появления ядерных материалов в данном государстве большая часть соглашения не применяется.