Лекция 2. Международно-правовой статус и основные особенности Европейского Союза

Европейский Союз - это сложное по своей правовой природе межгосударственное объединение. В научной и учебной литературе нет однозначного ответа на вопрос о том, что представляет собой ЕС с точки зрения современного международного права.

Такое положение вещей объясняется целым рядом причин, среди которых можно указать различие в научных подходах и политических установках, касающихся будущего европейской интеграции, переплетением и конфликтом интересов различных субъектов интеграционного процесса, далеко идущими целями государств - членов Союза. Например, правовые концепции, использованные для формирования правовых механизмов ЕС, были заимствованы как из внутреннего права государств-членов, так и из международного права. Естественно, что подобный симбиоз вызывал различные представления о юридической природе Европейских сообществ, а в настоящее время - Европейского Союза.

В самом общем виде все подходы можно разделить на два основных: государственно-правовой подход, трактующий ЕС как новую историческую разновидность федерации (конфедерации), и международно-правовой подход, стремящийся выразить правовую природу ЕС в категориях теории права международных организаций.

Государственно-правовые концепции ЕС трактуют Союз как федерацию или конфедерацию государств-членов. Представляется, что государственно-правовая трактовка ЕС как федеративного образования преждевременна и не отвечает реальному международно-правовому статусу Союза. В самом деле, федерация - это понятие не международного права, а государственного права, это не союз государств, а единое союзное государство. Во внешней сфере субъектом международного права становится федерация, а страны-участницы, вступившие в федерацию, утрачивают это качество и не могут самостоятельно выступать в международных отношениях. В то время как учредительные договоры ЕС подписаны и приняты государствами-членами, сохранившими свой государственный суверенитет и качество суверенных субъектов международного права.

Во внутренней сфере органы федерации наделяются общей законодательной компетенцией и правом распределять полномочия между федерацией и ее членами, либо это распределение осуществляется в конституционном порядке. В то же время Союз приобретает свои полномочия на основе международного договора, таким образом, они имеют характер делегированных государствами-членами полномочий, а не суверенных полномочий самостоятельного государства, что наблюдается в федерациях.

Международно-правовые концепции ЕС объясняют своеобразие данного межгосударственного объединения с точки зрения современного международного права. Для определения юридической природы ЕС следует вначале проанализировать его основные международно-правовые характеристики.

Прежде всего ЕС создан и действует на основе учредительных договоров, заключенных между государствами. Это международные договоры, подпадающие под действие Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., с тем лишь уточнением, что они отвечают всем требованиям учредительного акта международной организации. Эти учредительные акты приняты в форме традиционного международного договора, действие которого на территории государств-членов будет осуществляться на основе международно-правовых норм и принципов и собственных правовых механизмов, разработанных в процессе эволюции этого европейского межгосударственного объединения.

ЕС, который был основан Маастрихтским договором, включал понятие трех опор (первая - Европейские сообщества1, вторая - сферы политики2, третья - формы сотрудничества1), которое делало на первых порах непонятным юридическую архитектуру самого Союза, в результате чего некоторые исследователи отмечали его "зонтичный характер". Лиссабонский договор имел сложную внутреннюю структуру, поскольку помимо положений, относящихся собственно к Союзу, она включала в себя учредительные договоры двух других международных организаций - Европейского сообщества и Евратома. Однако Лиссабонский договор провел своеобразную унификацию организационного строения, объединив понятия Европейского сообщества и Европейского Союза в единое целое - новый Европейский Союз. В Лиссабонском договоре устанавливается, что ЕС выступает преемником всех прав и обязательств Европейского сообщества и прежнего Союза. В то же время Евратом сохранил свою юридическую самостоятельность международной организации и самостоятельную международную правосубъектность, хотя в его учредительный акт были внесены поправки, имеющие целью унифицировать его институционно-финансовые положения с аналогичными положениями Лиссабонского договора.

Таким образом, ЕС как межгосударственное объединение характеризуется целым рядом признаков, присущих ММПО. Прежде всего это наличие учредительного договора, на основе которого создается межгосударственное объединение, членство в котором открыто только для государств. Согласно ст. 1 Маастрихтского договора его учредителями выступили суверенные государства (Высокие Договаривающиеся Стороны), а ст. 49 этого же Договора предусматривает, что любое европейское государство, которое уважает ценности, указанные в ст. 2, может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза2. На основе учредительного акта сформирована единая институционная структура, которая позволяет решать поставленные перед ЕС задачи.

В то же время анализ положений учредительного договора ЕС заставляет признать, что его составители стремились наделить Союз рядом характеристик, присущих не ММПО, а суверенным государствам (союзное гражданство, единая валюта, сформирована ЕСЦБ и учрежден ЕЦБ, сформирован единый рынок и экономический и валютный союз). Наряду с этим по всем важнейшим вопросам (оборона, внешняя политика, государственное и внутреннее правовое устройство) государства - члены ЕС сохранили свой государственный суверенитет, который мирно сосуществует с наднациональным образованием, которым часто называют Союз.

Тем не менее ЕС как межгосударственное объединение, обладая рядом весьма серьезных признаков суверенного государства, сохраняет все существенные признаки международной межправительственной организация, хотя и с большим набором не характерных для современного института ММПО черт. Отсюда можно заключить, что ЕС представляет собой международную межправительственную организацию sui generis (особого рода). Своеобразие и в каком-то смысле международно-правовая уникальность ЕС проявляется в целом ряде правовых и институционных характеристик, которые будут рассмотрены ниже.