Международно-правовое регулирование социального обеспечения на современном этапе

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом в действующих международных нормах и современной научной и учебной литературе нс содержится единого определения понятия "общепризнанные принципы и нормы международного нрава".

Тем не менее применительно к российской судебной системе Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 постановления от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" обеспечил некоторую конкретизацию данного понятия, постановив, что "под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного".

Так, по мнению Пленума, под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В свою очередь, под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Несмотря на критику данного разъяснения специалистами[1], иного единого определения пока принять не удалось.

Общепризнанные принципы можно считать наиболее "мягкой" формой международного нрава. Несмотря па то что к настоящему времени большая их часть непосредственно закреплена в письменной форме в соответствующих международных документах или же конкретизирована и развита в них[2], такие документы не обязательно носят юридически обязательный характер[3]. Более того, сама формулировка "общепризнанные принципы и нормы международного права" свидетельствует о том, что понятия "принцип" и "норма" в данной терминологической конструкции имеют различное смысловое наполнение и не совпадают по значению. Тем не менее очевидно, что общепризнанный и системообразующий характер таких принципов делает их более значимым явлением, ввиду чего нормы международного права в обязательном порядке должны соответствовать принципам международного права. При этом они могут закреплять их непосредственно или же конкретизировать их применительно к определенной области деятельности, региону, ситуации и др.

В отличие от принципов, общепризнанные нормы международного права уже в силу своего наименования имеют обязательный характер. В более ранние исторические периоды они существовали как в письменной (международные договоры, в том числе уставные документы международных организаций), так и в устной форме (международные обычаи). Однако на сегодняшний день такие нормы, как правило, закреплены в международных договорах.

Международно-признанные нормы, нашедшие закрепление в международных договорах, стороной которых является наша страна, являются обязательными для нее. Конституция РФ наделяет их большей юридической силой, чем собственные российские законы: если международным договором установлены иные правила, нежели чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот конституционный принцип обусловливает необходимость изучения международно-правовых подходов к регулированию социального обеспечения наряду с положениями соответствующих российских нормативных актов. Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства (преамбула Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"),

Следует обратить внимание, что, устанавливая приоритет международных договоров РФ над российскими законами, Конституция РФ ничего не говорит о соотношении общепризнанных принципов и норм международного права и российского законодательства. Возможно, это следует считать дефектом юридической техники[4], поскольку многие специалисты признают за такими принципами и нормами юридическую силу, аналогичную конституционно установленной юридической силе международных договоров РФ[5]. Это подтверждается и тем фактом, что многие нормативные правовые акты Российской Федерации (в том числе и регулирующие вопросы социального обеспечения), указывают, что их положения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права[6].

С функциональной точки зрения международно-правовое регулирование вопросов социального обеспечения, согласно А. М. Лушникову и М. В. Лушниковой, происходит в трех направлениях:

– легализация права на социальное обеспечение и его виды, а также права на защиту от социального отторжения;

– нормативное регулирование международных социально-обеспечительных отношений с участием субъектов иностранного права, способствующее разрешению противоречий в подходах различных государств к правовому регулированию социально-обеспечительных отношений;

– обеспечение нормативного регулирования гарантий соблюдения международно-правовых норм, форм и способов защиты социально-обеспечительных прав, предусмотренных международными актами[7].

Тематика международных актов в области социального обеспечения в основном охватывает такие аспекты, как;

– формирование единых определений для основных понятий права социального обеспечения;

– закрепление системы социального обеспечения;

– установление общепризнанных принципов социального обеспечения;

– установление стандартов социального обеспечения, признанных минимально допустимыми в современном мире, в целом и по отдельным институтам и видам социального обеспечения.

Для удобства всю совокупность международных актов в области социального обеспечения подразделяют на группы в зависимости от регулируемой ими предметной области (универсальные, специальные), специфики принявшей их международной организации (глобальная, межрегиональная, региональная), числа сторон, участвовавших в их принятии (многосторонние, двусторонние) и юридической силы (обязательные и необязательные: декларативные и рекомендательные). Рассмотрим основные международные акты по социальному обеспечению с учетом данных характеристик[8], а затем проанализируем подробнее установленные в них права и гарантии.

1. Глобальные многосторонние международные акты. В данную категорию входят акты ООН и ее специализированных учреждений, среди которых в области социального обеспечения наиболее активны МОТ, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Организация объединенных наций но вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Эти акты могут носить декларативный, обязательный или рекомендательный характер. Декларации формируют комплекс прав человека в том виде, в каком мировое сообщество обязывает (в случае закрепления соответствующих положений в обязательных актах: договорах, соглашениях, пактах, конвенциях, хартиях и пр.) или же рекомендует (в случае их закрепления в рекомендательных актах: рекомендациях, резолюциях и пр.) их соблюдать каждому цивилизованному государству, считающему себя неотъемлемой частью мирового сообщества.

Наиболее широко признанные и основополагающие, ключевые принципы социального обеспечения установлены в актах ООН, посвященных правам человека: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.[9], Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.[10] Универсальный характер таких актов предопределяет включение в них широкого спектра прав человека, среди которых принципы и права в области социального обеспечения занимают достойное место.

К специальным актам глобального уровня можно отнести акты ООН, посвященные определенной проблеме, а также акты специализированных учреждений ООН. В специальных актах могут устанавливаться принципы отдельных видов и направлений социального обеспечения. Так, право на социальное обеспечение и связанные с ним права на социальное и медицинское обслуживание, жилье, образование и др. закреплены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН, 1965 г.)[11], Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООП, 1979 г.)[12], Международной конвенции по правам ребенка (ООП, 1989)[13]; Декларации МОТ "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" 2008 г.[14], в конвенциях МОТ № 103 "Об охране материнства" (пересмотренная в 1952 г.)[15], № 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями"[16], № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов"[17], в рекомендации МОТ № 202 "О базовых стандартах социальной защиты"[18], а также в ряде рекомендаций[19], посвященных различным видам социального обеспечения[20] и социальному обеспечению отдельных категорий лиц[21]; во Всеобщей декларации по биоэтике и правам человека 2005 г. (ст. 14) и конвенциях по вопросам образования ЮНЕСКО[22]; в Международных регламентах в области здоровья (ВОЗ, 2005 г.) и др.

2. Межрегиональные и региональные многосторонние международные акты. На межрегиональном и региональном уровнях приняты акты, сходные с глобальными по тематике и либо устанавливающие (подтверждающие на уровне конкретных регионов) те же самые принципы, либо конкретизирующие их применительно к определенному региональному или межрегиональному сообществу государств. Российская Федерация признает такие акты, если является участником соответствующего межрегионального или регионального межгосударственного сообщества.

Так, в российском правовом поле действуют акты Совета Европы, СНГ, ЕврАзЭС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и др. В частности, ратифицированы и применяются такие межрегиональные и региональные акты, содержащие нормы социального обеспечения, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)[23], Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотренная в 1999 г.)[24]; Соглашение о создании СНГ (1991 г.); Устав СНГ 1993 г.; Конвенция о правах и основных свободах человека (1995 г.), Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.), Соглашение СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", Концепция согласованной социальной политики ЕврАзЭС (2007 г.) и др.

3. Двусторонние международные договоры. Если глобальные, межрегиональные и региональные международные акты могут быть посвящены как общим вопросам в области прав человека или конкретно в сфере социального обеспечения, так и сколь угодно узким его аспектам, а также носить декларативный, обязательный или рекомендательный характер, то двусторонние международные договоры всегда обязательны для государств, которые их подписывают. Такие договоры обычно устанавливают конкретные права получателей определенных видов социального обеспечения на территориях договаривающихся государств, а также гарантии их соблюдения.

Двусторонние договоры обычно используются для того, чтобы положение граждан договаривающихся государств па территории друг друга было более благоприятным, чем установлено многосторонними глобальными и региональными международными договорами, участниками которых являются данные государства. Это делается для облегчения перемещения граждан между договаривающимися государствами и упрощения решения ими повседневных задач (трудоустройство, получение медицинской помощи, пенсий и пр.). Соответственно, и сами такие договоры могут быть посвящены как всему социальному обеспечению в целом, так и его отдельным видам и аспектам. В наши дни такие договоры чаще всего регулируют пенсионное обеспечение при перемещении граждан одного из договаривающихся государств на территорию другого, поскольку эта проблематика касается наиболее широких слоев населения.

Двусторонние договоры по вопросам социального обеспечения подписывались нашим государством еще с середины XX в. Так, в советский период были подписаны соглашения о сотрудничестве в области социального обеспечения с Чехословацкой Республикой, Румынской Народной Республикой, Венгерской Народной Республикой и Монгольской Народной Республикой[25]. Бо́льшая их часть сохраняет свое действие и в наши дни. Российская Федерация существенно расширила сотрудничество в данной области, заключив аналогичные договоры не только с вновь образовавшимися государствами постсоветского пространства[26], но и со странами дальнего зарубежья[27].