Международно-правовое регулирование международного коммерческого арбитража

Углубление и расширение процессов экономической интеграции в условиях глобализации ведет к интенсификации внешнеэкономической деятельности. Это обуславливает все более широкое использование международного коммерческого арбитража как средства разрешения внешнеэкономических споров. Одним из основных направлений международно-правового регулирования международного коммерческого арбитража является унификация норм, обеспечивающих единообразие в разрешении международных коммерческих споров, а также создающих правовую базу для признания и исполнения решений международного коммерческого арбитража, вынесенных за рубежом.

Унификация правил арбитражного разбирательства осуществляется как путем заключения международных договоров, так и путем принятия типовых законов и арбитражных регламентов. К числу международных договоров относится разработанная под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. (Европейская конвенция), которая вступила в силу 7 января 1964 г.

Европейская конвенция регламентирует порядок формирования арбитража, рассмотрения дела, вынесения арбитражных решений, основания и последствия признания арбитражного решения недействительным. Она закрепила равное отношение к арбитражу ad hoc и институциональному арбитражу (п. 2 "1" ст. I), право иностранцев быть арбитрами (ст. III), возможность для юридических лиц, которые в соответствии с национальным законодательством относятся к "публично-правовым юридическим лицам" обращаться к международному коммерческому арбитражу (ст. II).

Европейская конвенция (ст. V) устанавливает порядок заявления возражений об отсутствии компетенции у международного коммерческого арбитража рассматривать спор. Такой отвод должен быть заявлен не позднее представления соответствующей стороной своего искового заявления или своих возражений по существу дела, а если он основывается на том, что поставленный вопрос превышает полномочия арбитра, – как только в ходе арбитражного разбирательства возникнет вопрос, который, по мнению выдвигающей возражение стороны, выходит за пределы компетенции арбитража. Такие возражения, заявленные позже, не могут быть выдвинуты на более поздней стадии арбитражного разбирательства, а также в государственном суде при обращении к нему с просьбой о рассмотрении дела по существу или об исполнении арбитражного решения. Европейская конвенция (ст. VI) регулирует порядок заявления возражения об отсутствии у государственного суда права рассматривать спор при наличии арбитражного соглашения, заключенного сторонами.

Рассматриваемая Конвенция закрепляет принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. При отсутствии соглашения о применимом праве арбитры применяют закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой, а также руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями (ст. VII). Арбитры могут выносить решение в качестве "дружеских посредников", если стороны договорились об этом и применимый закон это разрешает (п. 2 ст. VII).

Вводится презумпция о необходимости вынесения мотивированных арбитражных решений, а также определяются основания и последствия отмены арбитражных решений (ст. VIII, IX).

Европейская конвенция не получила широкого распространения. В ней участвует 31 государство. Кроме европейских стран в ней принимают участие Азербайджан, Буркина-Фасо, Казахстан, Куба, Турция. Россия также является участницей этой Конвенции.

В области международного коммерческого арбитража действует ряд региональных международных договоров. К их числу относится Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношении экономического и научно-технического сотрудничества от 26 мая 1972 г., заключенная Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой, Монголией, Полыней, Румынией, СССР, Чехословакией.

Эта Конвенция ввела обязательную подсудность по спорам между хозяйственными организациями, вытекающим из договорных и иных правоотношений, возникающих в ходе осуществления экономического и научно-технического сотрудничества. Обязательная подсудность означает, что стороны не должны заключать арбитражного соглашения. Компетенция арбитражных судов при торговых палатах стран-участниц возникает в силу самой Конвенции. Споры согласно Московской конвенции подлежат рассмотрению в арбитражных судах при торговых палатах страны ответчика. Этот принцип стороны не вправе изменять. Московская конвенция продолжает действовать и не утратила силу в отношениях с рядом стран (подробнее см. параграф 23.4).

К региональным международным договорам относится Киевское соглашение 1992 г., заключенное странами СНГ. Данное Соглашение (ст. 3) предоставляет хозяйствующим субъектам государств-участников право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы на территории других государств-участников, к компетенции которых относится разрешение дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений. Оно содержит ряд положений, определяющих компетентный суд. Однако стороны могут избрать компетентный суд на основе письменного соглашения (ст. 4). Предусмотрено оказание компетентными судами взаимной правовой помощи, а также применение широкого круга коллизионных привязок. Согласно Киевскому соглашению (ст. 7) государства-участники взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов; установлены основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения. В отличие от п. 2 ст. 35 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и п. 4 ст. 242 АПК РФ ст. 8 Киевского соглашения устанавливает необходимость представления в качестве приложения к ходатайству стороны о приведении в исполнение решения официального документа о том, что решение вступило в законную силу. Участниками Киевского соглашения являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Россия, Украина, Узбекистан.

К региональным международным договорам в области международного коммерческого арбитража относятся Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже от 30 января 1975 г. и Арабская конвенция о международном коммерческом арбитраже от 14 апреля 1987 г.

Международно-правовое регулирование международного коммерческого арбитража не только обеспечивает единство регулирования процедуры разрешения споров, но и создает базу для признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения, вынесенного на территории государства иного, чем страна, где испрашивается его признание и приведение в исполнение. Таким основополагающим универсальным международным договором является Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. Эта Конвенция является поистине универсальной. В ней участвуют более 146 государств, в частности Российская Федерация и страны СНГ.

Нью-Йоркская конвенция закрепляет обязанность государств – ее участников приводить в исполнение иностранные арбитражные решения. Она не создала единообразного порядка признания и исполнения иностранных арбитражных решений: признание и исполнение осуществляются в соответствии с процессуальными нормами того государства, где испрашивается признание и исполнение. Нью-Йоркская конвенция также устанавливает основания для отказа в признании и приведении иностранного арбитражного решения (подробнее см. параграф 23.4).

Международно-правовое регулирование международного коммерческого арбитража идет по пути принятия рекомендаций, направленных на унификацию соответствующих норм. Резолюцией 40/72 от 11 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Типовой закон о международном торговом арбитраже (Типовой закон), подготовленный ЮНСИТРАЛ. Типовой закон содержит унифицированные правила, регулирующие проведение международного коммерческого арбитража, основания для оспаривания его решений и приведения их в исполнение. Резолюцией 61/33 от 4 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН внесла изменения в Типовой закон, которые касаются правил его толкования, арбитражного соглашения и обеспечительных мер.

7 июля 1993 г. в России был принят Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже", который базируется на положениях Типового закона.

В международной коммерческой практике стороны достаточно часто обращаются к арбитражным регламентам, разработанным в рамках ООН: Арбитражному регламенту Экономической комиссии для Европы 1966 г., Правилам международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.

Однако наиболее широкое распространение получил разработанный в рамках ЮНСИТРАЛ Арбитражный регламент, который был одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 31/98 от 15 декабря 1976 г. Резолюцией 65/22 от 6 декабря 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила пересмотренный ЮНСИТРАЛ текст Арбитражного регламента.

По своей правовой природе Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ представляет собой рекомендацию международной организации. Достаточно высокая степень унификации правил, регламентирующих арбитражное разбирательство, достигается благодаря тому, что партнеры по внешнеэкономическим операциям применяют данный регламент на практике путем ссылок на него в заключаемых контрактах. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ пользуется широкой известностью. Согласно этому Регламенту в том случае, когда одна из сторон уклоняется от избрания арбитра или избранные сторонами арбитры не могут избрать арбитра-председателя, другая сторона вправе обратиться к Генеральному секретарю Постоянной палаты третейского суда в Гааге. Генеральный секретарь по просьбе стороны назначает такой компетентный орган.

В 1982 г. ЮНСИТРАЛ подготовила Рекомендации для оказания арбитражным судам и другим заинтересованным органам помощи в связи с арбитражным разбирательством, проводимым в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Эти рекомендации предназначены для оказания помощи арбитражным учреждениям, другим организациям в применении Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ.

ЮНСИТРАЛ уделяет внимание и иным альтернативным средствам разрешения внешнеэкономических споров. Так, Резолюцией 57/18 от 19 ноября 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международной согласительной процедуре, который направлен на совершенствование законодательства, регулирующего использование современных согласительных и иных посреднических процедур. Законодательство, основанное на этом типовом законе, принято в девяти государствах.

ЮНСИТРАЛ приняла Согласительный регламент, который был рекомендован Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1980 г. Целью согласительной процедуры является поиск компромиссного решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Если согласительная процедура не увенчалась успехом, стороны вправе обратиться к арбитражу.

Как и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, перечисленные акты по своей правовой природе представляют собой рекомендации международной организации, которые не имеют обязательного характера.

Следует также иметь в виду создание специализированных международных арбитражных центров для разрешения определенных видов международных коммерческих споров. Правовые основы деятельности таких центров, в частности центров по разрешению инвестиционных споров, рассмотрены в гл. 8 учебника.