Международно-правовая ответственность

Международно-правовая ответственность – это обязанность субъекта международного права прекратить противоправное деяние и возместить вред, причиненный этим деянием другому субъекту международного права, или это обязанность возместить вред, причиненный в результате осуществления деятельности, не запрещенной международным правом.

Из приведенного определения вытекает, что существует два вида международно-правовой ответственности: ответственность за правонарушение и ответственность за вред, причиненный деятельностью, не запрещенной международным правом.

Международно-правовая ответственность возникает в силу самого факта правонарушения или причинения вреда независимо от воли субъектов правоотношения ответственности. Правоотношения ответственности возникают между субъектом международного права – правонарушителем (или субъектом международного права, ответственным за вред, причиненный правомерной деятельностью) и пострадавшим субъектом международного права. При этом на первое государство возлагается обязанность прекратить деяние, нарушающее норму международного права и (или) причиняющее вред, а также обязанность возместить причиненный вред.

Различают юридические и фактические основания ответственности.

Юридические основания ответственности – это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение субъекта квалифицируется как международное правонарушение и предусматривается обязанность) субъекта компенсировать ущерб, причиненный деятельностью, не запрещенной международным правом. Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права, предусматривающих обязательные правила поведения.

Фактические основания ответственности – это то, за что наступает ответственность. То есть конкретное противоправное деяние и (или) причиненный ущерб.

Можно указать на следующие цели международной ответственности:

– сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция);

побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка);

– предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция);

– воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка) [1].

Взаимодействие международного права и национального права

Международное право не способно регулировать внутригосударственные отношения, а национальное право не способно регулировать межгосударственные отношения. Для того чтобы нормы международного права приобрели способность регулировать отношения между физическими и юридическими лицами, они должны войти в систему национального права государства.

Механизм перехода норм международного права в национальное права называют "имплементацией", "трансформацией", "инкорпорацией". Несмотря на различия в наименованиях, смысл заключается в том, чтобы нормы, согласованные на уровне государств, могли регулировать отношения внутри этих государств.

Принято различать следующие формы трансформации норм международного права в национальное право:

Прямая трансформация – норма международного права – непосредственно приобретает силу закона.

Опосредствованная трансформация – норма международного права – не имеет прямого применения, а требует издания специального правового акта для того, чтобы применяться в качестве нормы национального права.

Инкорпорация – это те случаи, когда формулировки национального закона совпадают по тексту с формулировками, содержащимися в норме международного права (например, некоторые положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "перенесены" в Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"),

Отсылка – это тот случай, когда в национальном законе содержится положение, в соответствии с которым, при расхождении положений национального законодательства и положений международного договора, применяются правила международного договора.

Иногда можно встретить случаи так называемой "превентивной трансформации". Например, многие нормы Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ) и ряда других соглашений, действующих в рамках ВТО еще до вступления России в ВТО, были трансформированы в Федеральном законе от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы. Более того, в соответствии с п. 2 той же статьи Закона если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции РФ речь идет о договорах, к которым присоединилась Россия. Присоединилась, – значит, выразила согласие на обязательность международного договора. Такое согласие в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" может быть выражено путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; утверждения; принятия; присоединения и ратификации.

Ратификация – это процесс придания юридической силы международному договору путем утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. В России ратификация осуществляется в форме федерального закона. Статья 15 Закона называет случаи обязательной ратификации договоров РФ. Если определять их сокращенно, то это случаи, когда международный договор касается: изменения действующего закона; нрав и свобод человека; территориальных вопросов; обороноспособности страны; участия в межгосударственных союзах и организациях.

Остальное подавляющее большинство международных договоров не подлежит ратификации. Это значит, что международный договор, вступивший в силу в результате подписания, не является менее юридически обязательным, чем договор ратифицированный. Они равнозначны с точки зрения юридической обязательности.

В соответствии со ст. 125 (ч. 6) Конституции РФ не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. То есть в случае коллизии между нормами международного договора и Конституции РФ верховенством будет пользоваться норма Конституции РФ.