Международно-правовая ответственность

Когда-то (XVII в.) европейские юристы не признавали ответственности государств, считали ее несовместимой с суверенитетом. Постепенно накапливалась практика ответственности государств — в основном за ущерб, наносимый иностранцам, иностранным предприятиям. В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была созвана Гаагская конференция по кодификации некоторых отраслей МП. На ней был принят ряд статей, касающихся ответственности за возмещение ущерба, причиненного иностранцам.

В 50-е гг. XX в. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала Комиссии международного права приступить к кодификации принципов, регулирующих ответственность государств. В 2001 г. Комиссия международного права ООН завершила работу над проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, и в 2002 г. приступила к проекту статей об ответственности международных организаций.

Проект статей об ответственности государств был принят к сведению Генеральной Ассамблеей ООН и может быть после соответствующих процедур и мероприятий стать в будущем международной конвенцией. Преобладающая часть норм проекта статей — это существующие нормы международного обычного права, и в этом качестве они действуют и в настоящее время.

Как и во многих других вопросах МП, проблематика международной ответственности претерпела (и продолжает претерпевать) эволюцию: механизмы ответственности "переключаются" с односторонних мер на двусторонние, от них — на многосторонние (универсальные, глобальные). Так идет обогащение международно-правовой надстройки новыми инструментами регулирования.

Сегодня право международной ответственности представляет собой самостоятельную отрасль международного права. В данную отрасль входят два крупных института (или две подотрасли)-.

• право международной ответственности за противоправные деяния;

• право международной ответственности за вредные последствия правомерной деятельности.

Ответственность следует за противоправным деянием. К признакам международно-противоправного деяния относятся:

• акт поведения (действие или бездействие);

• противоправность этого поведения (невыполнение обязанности, нарушение чужого права).

Если налицо эти два признака, значит налицо правонарушение — международно-противоправное деяние. Так, если государство в случае опасности не предприняло необходимых действий по защите иностранного посольства и его персонала, оно должно нести ответственность за подобное бездействие, которое является противоправным. В 80-е гг. XX в. США на территории Гондураса и Коста-Рики осуществляли помощь никарагуанским повстанцам ("контрас") в их обучении, вооружении и финансировании. Подобная деятельность была признана Международным судом ООН нарушением принципов невмешательства,

неприменения силы (ICJ. Reports. 1986), т.е. международно-противоправным деянием.

Международно-противоправное деяние может быть:

а) оконченным: нарушение происходит в момент совершения деяния;

б) длящимся: нарушение длится столько, сколько продолжается деяние (оккупация Израилем прилегающих территорий других государств);

в) составным: нарушение состоит из нескольких действий, которые в отдельности могут быть или не быть самостоятельными нарушениями (например, геноцид).

Кроме того, деяния подразделяются на серьезные и прочие. Деянием государства считается поведение: его органов; его агентов; его представителей; лица (органа), не являющегося государственным, по уполномоченного выполнять какие-то функции государственной власти; лица (образования), находящегося под контролем государства (действующего под его руководством), например субъекта федеративного государства. Государство отвечает за поведение на чужой территории всех, кто входит в состав его вооруженных сил.

Отдельным видам международных преступлений государств посвящены многочисленные локальные и универсальные договоры. В особую категорию выделяется группа преступлений против человечности, когда широкомасштабно, сознательно и систематически совершаются: убийства, истребление, пытки, депортация и т.п. (ст. 7 Статута Международного уголовного суда). Ряд международных преступлений относится к группе преступлений против мира и безопасности человечества: агрессия, вмешательство во внутренние дела, вербовка и использование наемников и т.п.

Как и во внутреннем праве, в международном праве также имеется перечень обстоятельств, при которых поведение государства не будет считаться правонарушением, даже если содержит признаки правонарушения (применительно к внутреннему праву — см. раздел 2). Государство не считается нарушителем, если:

• его поведение является самообороной;

• оно правомерно отвечает на правонарушение другого государства, т.е. применяет ненасильственные контрмеры,

• возникает ситуация непреодолимой силы: землетрясение, цунами, восстание ("форс-мажорные обстоятельства");

• имеет место бедствие, ситуация крайней опасности для государства, его агентов, представителей; пример: иностранная подводная лодка, терпящая бедствие, заходит в территориальные воды прибрежного государства;

• другое государство дает согласие на соответствующее поведение (например, на пролет военного самолета);

• налицо состояние крайней необходимости и соответствующее деяние является единственным средством защиты от неминуемой опасности. Такая ситуация может возникнуть в кризисные для мира дни, например в случае ядерной угрозы; государство, защищаясь от угрозы, вправе применить всю свою военную мощь, например, против аэродромов или баз, с которых поднимаются самолеты агрессора.

Международно-противоправное деяние, выражающееся в нарушении императивных норм общего МП, считается преступлением, или серьезным правонарушением. Таким образом, в международном праве в составе правонарушений выделяется группа особо тяжких правонарушений. К таким серьезным правонарушениям следует отнести нарушения запретов на рабство, колониальное господство, обязательств по обеспечению международного мира и безопасности, масштабное загрязнение окружающей среды и т.п.

Государство не песет ответственности за действия частных лиц при условии, что они действуют но собственной воле и не связаны с государством. Государства (их спецслужбы) используют эту норму для того, чтобы проводить в других странах специальные операции, являющиеся противоправными как с точки зрения внутреннего права, так и с точки зрения международного права.

В последнее десятилетие в США и в европейских странах создаются и развиваются частные военные формирования, которые активно — гласно и негласно — используются за рубежом. Американские частные военные и полувоенные (охранные, разведывательные и т.п.) фирмы, используемые в Ираке, уличены международной общественностью во всех мыслимых нарушениях прав человека, в сознательном уничтожении гражданского населения, жестоких пытках.

Преступления, совершенные иностранными частными лицами в нарушение уголовного права того или иного государства, называются уголовными преступлениями международного характера. К ним могут относиться: угон самолетов, захват заложников, торговля людьми, контрабанда,

распространение наркотиков, незаконное радиовещание и т.п. В случае коллизии уголовных законов в отношении частных лиц действует норма об альтернативной уголовной юрисдикции: "либо выдай, либо накажи" — aut dedere, aut punire.

Ответственность в современном международном нраве наступает в силу самого факта правонарушения. Не имеет значения, совершено ли это правонарушение при наличии или при отсутствии вины. Не имеет также значения, причинен ли этим правонарушением конкретный ущерб или нет. Общий принцип: международно-противоправное деяние само по себе влечет ответственность субъекта МП. В этом смысле ответственность — объективна. В результате возникает правоотношение, при котором:

• государство-правонарушитель (делинквент) несет юридическую обязанность:

а) прекратить противоправное действие или бездействие;

б) ликвидировать последствия;

в) возместить ущерб;

• а потерпевшее государство получает право требовать совершения этих действий и принимать соответствующие меры.

Если потерпевших государств — несколько, то каждое из них вправе заявить претензию самостоятельно. Если нарушителями оказываются несколько государств, то к ответственности можно призвать каждое из них. В международном нраве возможна и солидарная ответственность (ст. 4.1 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

Прежде чем принимать меры международного характера, потерпевшее государство должно сначала использовать "местные средства правовой защиты" — когда это возможно. Например, при нарушении прав человека должны быть пройдены все административные и судебные инстанции в государстве, где права нарушены. Обязанность нести ответственность за противоправное деяние следует отнести к разряду "основных обязанностей", обязанностей erga о nines.

Когда правонарушение затронуло интересы группы государств или международного сообщества в целом, то любое из этих государств, действуя в коллективном интересе, вправе предъявить претензию (призвать к ответственности).

В каких последствиях для правонарушителя может выражаться ответственность? Или, другими словами, каково ее ОГЛАВЛЕНИЕ? Общий принцип МП состоит в том, что если государство нарушает обязанность, то не должно претендовать на право. Государство, нарушающее обязательства по договору, не вправе пользоваться благами, вытекающими из данных обязательств (из данного договора). Государство-нарушитель песет ответственность тем, что:

• прекращает длящееся правонарушение;

• предоставляет заверения в том, что нарушение не повторится;

• предоставляет гарантии неповторения;

• возмещает вред (предоставляет возмещение; восстанавливает нарушенное право);

• претерпевает правомерное принуждение.

Нанесенный правонарушением вред может состоять из различных видов ущерба. Различают ущерб материальный, моральный, юридический. Материальный ущерб — это ущерб имуществу или имущественным интересам государства, его лицам; моральный — это ущерб нематериальным интересам государства и его лиц; юридический — ущерб интересам в правовой сфере.

Сложилось несколько форм возмещения ущерба, а именно:

• реституция, т.е. восстановление статус-кво: возврат или восстановление имущества, отмена закона, судебного решения;

• компенсация, т.е. возмещение ущерба в финансовой форме: выплаты за причинение смерти людям, повреждение имущества и т.п.;

• сатисфакция, т.е. возмещение ущерба нематериального характера: признание факта нарушения, извинения и т.п.

В некоторых учебниках международного нрава и международных договорах можно встретить указания и на другие формы реализации ответственности: ресторация, репарация, репрессалия и др. Соответствующие разъяснения этих и других терминов содержатся в юридических словарях и в словарях международного права.

Если государство-нарушитель не предпринимает необходимых мер ответственности, то "включаются" ответные

меры. Их цель — принуждение этого государства к выполнению обязательства, которое вытекает из правоотношения ответственности. В качестве средства принуждения выступают:

контрмеры, т.е. меры со стороны потерпевшего государства;

санкции, т.е. меры со стороны международной организации.

В проекте статей "Об ответственности государств за международно-противоправные деяния" говорится: "Контрмеры должны быть соразмерны причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав" (ст. 51). Государства свободны в выборе контрмер. Конкретные формы их — самые разнообразные: бойкоты, морские блокады, эмбарго и др. Возможности применения контрмер у различных государств — не одинаковы. Часто государства злоупотребляют контрмерами, используют их непропорционально нарушению, прикрывают/объясняют контрмерами собственные устремления и цели. Неадекватное применение контрмер само, в свою очередь, может превратиться в правонарушение. Неупорядоченное применение контрмер — одна из международно- правовых проблем.

Что касается санкций, то в настоящее время сам термин понимается не так широко, как раньше. Теперь он означает ответные, принудительные меры в отношении нарушителя со стороны международной организации. Наиболее известен в этом направлении опыт Совета Безопасности ООН (СБ ООН). Санкции со стороны ООН можно подразделить па:

• санкции, не связанные с применением вооруженной силы (ст. 41 Устава ООП);

• санкции, связанные с применением вооруженной силы (ст. 42).

В ст. 41 Устава ООН говорится, что Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений... Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Коллективные санкции, не связанные с применением вооруженной силы, на основании ст. 41 Устава ООН только в последние десятилетия вводились против: Югославии, Ливии, Сомали, Гаити, Анголы, Руанды, Либерии, Ирана, Северной Кореи (КНДР) и др.

Классическим примером применения санкций, связанных с применением вооруженной силы, на современной стадии развития МП можно считать санкции, которые были введены против Ирака в связи с его агрессией против Кувейта в 1990 г. У подобного рода санкций есть и отрицательные стороны. Они часто "ударяют" по третьим странам, в том числе по тем, которые сами участвуют в осуществлении санкций: теряют рынки сбыта своих товаров, инвестиционные возможности и т.и. Кроме того, от санкций страдает население страны, подвергшейся санкциям.

В XX в. применение санкций международными организациями находилось под контролем развитых государств. Санкциями США, европейские государства стремились (и сейчас чаще всего стремятся) решать собственные проблемы, продвигать свои интересы. Одна из актуальных современных задач — упорядочить практику применения международными организациями санкций, внести в нее транспарентность. Санкции должны быть соразмерными, адресными и ограниченными по срокам, подлежать постоянному мониторингу. Тем самым право будет сковывать силу.

С понятиями контрмер и санкций не следует смешивать понятие реторсий. Контрмеры и санкции направлены на устранение ситуации, являющейся результатом неправомерного поведения государства-нарушителя. Реторсии направлены на устранение ситуаций, которые возникают вследствие правомерных действий государства-партнера. Однако это такие ситуации, которые создают недружественный, дискриминационный режим. Так, в начале 2006 г. Грузия в одностороннем порядке изменила (ухудшила) порядок выдачи виз российским военнослужащим, которые прибывают для несения службы в составе миротворческих сил на конфликтом участке границы между Абхазией и остальной частью Грузии. Россия в порядке реторсии временно приостановила выдачу виз гражданам Грузии. В декабре 2010 г. Великобритания и Испания выслали из своих стран некоторых сотрудников российских посольств; Россия в ответ признала персонами поп grata такое же количество сотрудников посольств Великобритании и Испании.