Международно-правовая охрана прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций

Конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. (Россия участвует) направлена на согласование интересов обладателей охраняемых смежных прав.

Конвенция предоставляет национальный режим охраны:

а) артистам-исполнителям (под ними понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений);

6) производителям фонограмм (ими считают физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков).

Национальный режим охраны означает режим, предоставляемый законодательством государства, в котором испрашивается охрана: а) артистам-исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи; б) производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; в) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Конвенция определяет условия применения национального режима. К примеру, производителям фонограмм национальный режим предоставляется при соблюдении любого из следующих условий: производитель фонограммы является гражданином другого государства — участника Конвенции (критерий гражданства производителя); первая запись звука осуществлена в другом государстве-участнике (критерий места первой записи); фонограмма впервые опубликована в другом государстве-участнике (критерий места первой публикации).

Охрана, предоставляемая артистам-исполнителям по Конвенции, включает возможность предотвращать: а) осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения за исключением случаев, когда используемое для передачи в эфир или для всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи; б) осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи; в) воспроизведение без их согласия записи их исполнения (если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия; если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, па которые артисты-исполнители дали свое согласие; или которые указаны в ст. 15 Конвенции).

Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм.

Таким образом, Конвенция исходит из предоставления зарубежным обладателям смежных прав национального режима той страны, где испрашивается охрана. Государство-участник обязано также обеспечить на территории своей страны минимальный уровень охраны смежных прав, предусмотренный Конвенцией. Причем для каждой категории смежных прав определены критерии предоставления охраны и минимальный объем предоставляемых прав.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. дополняет обязательства, которые государства-участники уже имеют по Конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.

Охрана, предоставляемая по Договору ВОИС, не влияет на охрану авторского права на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений Договора не может толковаться как наносящее ущерб такой охране. Кроме того, Договор ВОИС никоим образом не связан с какими-либо другими договорами и не ущемляет какие-либо права и обязательства по ним.

Государства предоставляют охрану, предусмотренную Договором ВОИС, исполнителям и производителям фонограмм, которые являются гражданами других договаривающихся сторон1.

Каждая сторона предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой она предоставляет своим собственным гражданам в отношении исключительных прав, особо предоставляемых Договором, и права на вознаграждение. Это обязательство, не применяется в той степени, в какой другая договаривающаяся сторона использует оговорки, допускаемые в соответствии со ст. 15 (3) Договора. Присоединяясь к Договору ВОИС, Россия сделала оговорку, что в соответствии с п. 3 ст. 15 Договора она: а) не будет применять п. 1 ст. 15 Договора в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой договаривающейся стороны; б) ограничит предоставляемую в соответствии с п. 1 ст. 15 Договора охрану в отношении фонограмм, производитель которых является гражданином или юридическим лицом другой договаривающейся стороны, в объеме и на условиях, предоставляемых этой договаривающейся стороной фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом РФ.

Независимо от имущественных прав исполнителя и даже после передачи этих прав, исполнитель в отношении своих незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, имеет право требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения, и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации. Эти права, предоставленные исполнителю, сохраняются после его смерти по крайней мере до прекращения действия имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана. Средства защиты для обеспечения указанных прав, также регламентируются законодательством государства, в котором истребуется охрана.

Исполнители пользуются исключительным правом разрешать: а) прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, любым образом и в любой форме; б) доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, посредством продажи или иной передачи права собственности; в) коммерческий прокат для публики оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, как это определено в национальном законодательстве договаривающихся сторон, даже после их распространения, осуществленного исполнителем или по его разрешению; г) доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Исполнители пользуются исключительным правом в отношении своих исполнений разрешать: а) эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир; б) запись своих незаписанных исполнений.

Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать: а) прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым образом и в любой форме; б) доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности; в) коммерческий прокат оригинала и экземпляров своих фонограмм для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению; г) доведение до всеобщего сведения своих фонограмм по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Исполнители и производители фонограмм пользуются нравом на единовременное справедливое вознаграждение за прямое или косвенное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения.

Срок охраны, предоставляемой исполнителям по Договору, продолжается, но крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором исполнение было записано на фонограмму. Срок охраны, предоставляемой производителям фонограмм по Договору, продолжается, по крайней мере, до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором фонограмма была опубликована, или — при отсутствии такого опубликования в течение 50 лет с момента записи фонограммы — 50 лет с конца года, в котором была произведена запись.

Государства должны предусмотреть соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по Договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм или не допускаются законом.

Согласно Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. государства обязуются охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств — участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики. При этом под "распространением" понимается любой акт, посредством которого копии непосредственно или косвенно предлагаются публике вообще или любой ее части. Срок охраны по Конвенции не может быть меньше 20 лет. Для иностранных правообладателей Конвенция действует в каждой стране с момента ее вступления в силу в данном государстве (в России — с 13 марта 1995 г.).