Международно-правовая охрана Мирового океана

Нормы но охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международная конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана (Вашингтон, 8 февраля 1949 г.), Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1982 г.) и др.). В Женевских конвенциях и Конвенции но морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Кроме того, в МП имеются и специальные конвенции по борьбе с загрязнением моря. Сотрудничество в этой сфере шло постепенно. Шаг за шагом государства "закрывали" пробелы в правовом регулировании охраны морской среды.

Начало было положено Конвенцией но предотвращению загрязнению моря нефтью 1954 г. Она предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г.), закрепляет меры но предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться со странами, чьи интересы затронуты морской аварией, и ИМО. Необходимо осуществлять все действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба.

К Конвенции 1969 в 1973 гг. был принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть. Понятие "вещества иные, чем нефть" включают в себя: а) вещества, перечисленные в списке, который приложен к Протоколу; и б) другие вещества, которые способны создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской фауне и флоре, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, которая содержит три приложения и регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и других искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в морс полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 22 марта 1974 г.) предусматривает защиту морской среды района Балтийского моря, которая включает толщу воды и морское дно, а также их живые ресурсы и другие формы жизни в море. Договаривающиеся стороны обязуются принять меры к недопущению загрязнения района Балтийского моря с воздуха, по воде или любым другим образом опасными веществами, перечисленными в Приложении I к Конвенции.

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (Лондон, 30 ноября 1990 г.) предусматривает следующие правила. Суда, имеющие право плавания под флагом государств-участников, должны иметь на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Они во время нахождения в порту или морском терминале под юрисдикцией договаривающейся стороны подлежат инспектированию должностными лицами. Органы и операторы, ответственные за такие морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, находящиеся под ее юрисдикцией, должны иметь планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Подробно регламентируется порядок сообщений об инцидентах.

Стороны Конвенции: а) оценивают характер, масштабы и возможные последствия инцидента, вызывающего загрязнение нефтью; б) информируют государства, интересы которых затронуты инцидентом, о своих оценках и действиях, которые предприняты по борьбе с инцидентом. Каждое государство учреждает национальную систему срочной и эффективной борьбы с подобными инцидентами.

Приложение к Конвенции регламентирует порядок возмещения расходов, связанных с оказанием помощи при устранении "конвенционных" аварий и их последствий.

Согласно Конвенции о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 21 апреля 1992 г.) государства обеспечивают ее применение в тех районах Черного моря, где она осуществляет свой суверенитет, а также свои суверенные права и юрисдикцию. Стороны предотвращают загрязнение морской среды Черного моря веществами или материалами, указанными в Приложении к Конвенции.

Предусматриваются меры по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды Черного моря: из находящихся на суше источников; загрязнение с судов; сотрудничество в борьбе с загрязнением в чрезвычайных ситуациях; загрязнение, вызываемое захоронением; загрязнение, вызываемое деятельностью на континентальном шельфе; загрязнение из атмосферы или через нее; загрязнение опасными отходами при их трансграничном перемещении. Особое внимание уделяется защите морских живых ресурсов. Стороны сотрудничают в проведении научных исследований, направленных на защиту и сохранение морской среды Черного моря, осуществляют совместные программы научных исследований и обмениваются научными данными.

Создана система мониторинга загрязнения морской среды Черного моря. Учреждена Комиссия по защите морской среды Черного моря от загрязнения.

Россия участвует во всех вышеуказанных Конвенциях.