Международная и внешнеэкономическая политика, торгово-экономические связи государства

Понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ

Международная (или всемирная) торговая политика – это политика множества стран- участников международных экономических отношений, воплощающаяся в установленных международных правилах торговли, обычаях и традициях, а также принимаемых регулирующих норм теми международными институтами, уполномоченными на такую деятельность сообществом государств мира. Главными субъектами международной торговой политики являются: ООН, ВТО (через решения, принимаемые в ходе раундов ГАТТ-ВТО), а также целый ряд других учреждений (включая МВФ) в пределах их компетенций.

Внешнеэкономическая политика страны – обширная деятельность, включающая в себя целую систему мероприятий, направленную на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Отсюда следует, что это важнейшее звено не только внешней, но и внутренней политики государства, причем именно последняя определяет эффективность внешнеэкономической политики.

ОГЛАВЛЕНИЕ и направления внешнеэкономической политики обусловлены совокупностью геополитических, гео-экономических и других факторов, а также задачами национального экономического развития, интеграции стран. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с общей международной и внутренней политикой страны усиливается растущим взаимодействием национальной и мировой экономики в сложной системе координат мирового хозяйства. Размеры страны, ее мощь и влияние в мире имеют огромное значение при формировании внешнеэкономической политики. Новые тенденции в мирохозяйственных связях предопределяют втягивание национальных экономик в интернационализированные воспроизводственные звенья, что превращает их в составные части глобального экономического комплекса. Новый этап интернационализации мировой экономики и МЭО принципиальным образом меняет политическую карту мира, порождая новые экономические границы наряду с "размыванием" национальных экономик, формированием новых стратегических целей и схем интеграционных образований. Особо выделяются в глобальной экономической системе финансово-кредитные и информационные структуры.

В системе международных экономических отношений существует широкий арсенал приемов и правил, норм взаимодействия с внешним миром, при умелом использовании которых возможно разрешение задач на бесконфликтной основе. Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

• создание условий для доступа и функционирования отечественных производственных звеньев на мировых рынках;

• обеспечение защиты внешнеэкономических интересов страны;

• обеспечение благоприятных условий для национальных субъектов путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно- финаисовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами.

Внешнеэкономическая политика страны, как правило, выполняет три функции: протекционистскую (защитную), экспансионистскую (наступательную) и функцию сотрудничества в сфере торгово-экономической деятельности. Такое условное разделение функций не исключает широкого толкования каждой из них. Так, в разряд экспансионистской политики таких государств, как США и Китай могут быть включены широкие наступательные меры по обеспечению сфер влияния в отраслях или регионах мира. По отношению к другим государствам наступательная политика может означать активизацию сотрудничества наряду с мероприятиями по воплощению в жизнь принципов добрососедства и мира. В этом случае эта функция как бы перерастает в другую – сотрудничество. Вполне очевидно, что любая выбранная модель преобразования экономики государств строится на одном и том же арсенале элементов внешнеэкономической политики. Различия определяются выбором того или иного количества этих элементов, а также пределами экономического и политического (и даже военного) потенциала.

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: перемещение за рубеж товаров, услуг, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов страны. Составными элементами се, соответственно, являются общая финансово-экономическая политика, политика в области производственного и научно-технического развития, модель внутренней политики и валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы: соответствующей системы экономических институтов; нормативно-правовой основы, учитывающей национальную специфику государства; необходимого уровня демократизации общества, обеспечивающего заслон коррупции, лоббированию, неправомерным действиям; формирования широкой сети национальных рыночных структур, препятствующих монополизму крупных корпораций в национальной экономике.

Таким образом, другая сторона внешнеэкономической политики (ВЭП) – это экономическая политика государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. ВЭП решает также задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.