Международная цена

Международная цена (особая разновидность цен в международной торговле) – это цена главных экспортных или импортных сделок на гот или иной товар, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами- экспортерами и импортерами соответствующей товарной продукции. Ценообразование в международной торговле зависит от множества факторов:

• места и времени продажи товара;

• взаимоотношений между продавцом и покупателем;

• условий сделки;

• характера рынка товара;

• источника ценовой информации;

• общей конъюнктуры рынка товара;

• общей конъюнктуры и динамики мировой экономики.

Окончательная цена (стоимость) товара формируется в результате действия (и взаимодействия) следующих факторов:

• цена изготовителя;

• стоимость услуг;

• стоимость услуг транспорта;

• стоимость правового сопровождения сделки купли- продажи;

• размер платежей в бюджет (таможенные платежи, налоги и пр.);

• стоимость контроля над производством;

• стоимость услуг посредников, организующих импорт товарной продукции.

Многообразие цеп па мировом рынке

На мировом рынке существует великое множество цен на одни и те же товары, произведенные разными фирмами в разных странах или даже одними и теми же фирмами, продающими свои товары (или их заменители) в разных странах или разных городах одной и той же страны. Разброс цен во многом определяется многообразием международных торговых связей, различиями в факторах производства при изготовлении одних и тех же товаров в разных странах, разных регионах страны, а также наличием иных факторов, которые способствуют повышению/понижению цены на товар, включая факторы политического характера. Здесь имеются в виду:

• различия в структуре рынка;

• налоговая, бюджетная, таможенная политика;

• различия в мобильности (способности к перемещению) ресурсов между странами;

• разнообразие и множественность рынков;

• возрастание цен при экспорте продукции;

• наличие существенных расхождений в практике установления фиксированных и изменяющихся цен;

• различия в стратегиях ведения компаниями конкурентной борьбы на внешних рынках.

Необходимо отметить, что мировой рынок представляет собой намного более сложное явление, чем любой национальный рынок. Ему, в частности, присущи более острая конкурентная борьба и специфические формы государственного вмешательства. В каждой стране действуют законы, которые по-разному влияют на ценообразование и движение цен. Здесь приходится учитывать расходы на изучение конъюнктуры мирового рынка конкретного товара (и его заменителей), продвижение товара на рынок и т.д. Это так называемые транзакционные, или маркетинговые, затраты.

Виды цен

С целью учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке регулярно публикуются виды цен:

• справочные цены ("запрашиваемые" цены, которые при продаже оказываются ниже);

• цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику внешнеторговых цен);

• цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные сделки с соответствующими ценами);

• цены фактических сделок и контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены по конкретным видам товара).

Методы определения цены

В практике внешней торговли используют обычно два метода определения цены:

1) рассчитываются полные издержки производства и к полученной сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую та или иная фирма планирует получить;

2) предполагается использование предельных издержек; в этом случае учитываются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством товара, поступающего на внешний рынок.

Две группы цен. Мировые цены подразделяются на две большие группы:

1) цены на продукты обрабатывающей промышленности – эти цены формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены;

2) цены на сырье – при их определении основную роль играют соотношение спроса и предложения на мировых рынках и цены крупных стран, экспортирующих или импортирующих сырье. Для сырьевых товаров в качестве мировых выступают цепы основных производителей этих товаров и цены западноевропейских рынков. Например, цены крупных бирж и аукционов (в частности, цены цветных металлов – биржевые котировки Лондонской биржи цветных металлов) являются практически мировыми ценами на соответствующие продукты или цены ОПЕК (через определение квот) – мировым ценами на нефть.

Закон единой цены

Закон единой (мировой) цены исходит из того положения, что на конкретных рынках при отсутствии транспортных издержек и официальных торговых барьеров (пошлины) товары должны продаваться в разных странах по одной и той же цене, выраженной в одной и той же валюте. Формула единой цены выглядит следующим образом:

где Рi долларовая цена товара i при продаже его в США; Pia соответствующая цена товара в евро.

Как видим, закон единой цены предполагает, что долларовая цена товара i будет одной и той же, где бы он ни продавался в мире.