Международная согласительная процедура

Международная согласительная процедура (conciliation) возникла позднее большинства институтов мирного разрешения споров.

Международная согласительная процедура заключается в том, что государства создают на паритетных началах специальный орган – комиссию, задача которой – предложить возможный вариант решения спора. Как общее правило, выводы комиссии носят факультативный характер. Вместе с тем, международно-правовой практике известны случаи, когда спорящие государства заранее соглашались на обязательный для них характер выводов согласительного органа. Согласительная процедура осуществляется и в международных организациях.

В историческом плане, согласительные комиссии создавались при расширении компетенции следственных комиссий. Это, например, нашло отражение в Договоре между США и Великобританией о пограничных водах 1909 г. Создаваемая но этому договору комиссия призвана была не только расследовать факты, имеющие отношение к спору, но и сформулировать такие выводы и рекомендации, которые могли бы быть уместными для разрешения спора. Однако выводы комиссии не рассматривались как обязательные для сторон спора.

В дальнейшем этот институт был закреплен в рамках Лиги Наций (Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г.), в многосторонних договорах (договор Гондра 1923 г., пакт Сааведра Ламаса 1933 г., Боготинский пакт 1948 г.), в двусторонних соглашениях. Важно, что эта процедура разрешения споров предусмотрена и в Уставе ООН.

В соответствии с Общим актом о мирном разрешении международных споров 1928 г. (с поправками, внесенными ГА ООН в 1949 г.) определен следующий порядок их создания: такая комиссия состоит из пяти членов; по одному члену назначают спорящие государства; три других члена избираются с общего согласия сторон из числа граждан третьих стран; из их же числа стороны назначают председателя комиссии. Однако этот порядок применяется "при отсутствии иного соглашения заинтересованных сторон" (ст. 4). Так, в комиссию по урегулированию маррокканско-алжирского пограничного конфликта в 1964 г. было включено семь человек.

Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. предусматривает образование постоянных и специальных согласительных комиссий. Целью работы согласительной комиссии является выяснение сути спора, сбор необходимых материалов, попытка привести стороны к согласию. Результаты работы комиссии фиксируются в протоколах или докладах. Они принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии.

К особой форме согласительной процедуры относят иногда институт пограничных представителей (комиссаров, уполномоченных). Пограничные представители, как правило, не правомочны решать вопросы существа спора, например об изменении прохождения линии государственной границы или о принадлежности обнаруженной скалы тому или иному государству. Их деятельность направлена на расследование пограничных инцидентов: неумышленного перехода границы частным лицом; перемещения, повреждения или разрушения пограничных или фарватерных знаков; похищения, повреждения государственного имущества на пограничной территории, рассмотрения фактов по претензиям о возмещениях ущерба, являющегося следствием пограничного инцидента, и т.д. Для осуществления такой работы пограничные представители наделяются правом на ведение переписки с пограничными представителями сопредельных государств, на переход границы на территорию сопредельного государства по установленным документам и т.д.