Международная подсудность

В связи с принятием постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" данный вопрос следует начать с положения, установленного названным постановлением, в соответствии с которым при рассмотрении гражданских дел следует иметь в виду, что в силу ч. 1 ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. А в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на суд, созданный на основании закона.

Если в теории процессуального права термины "подведомственность" и "подсудность" в отношении гражданских дел без иностранного элемента являются традиционными, то с определением компетентного органа для рассмотрения дела с участием иностранных лиц ситуация несколько иная.

Во многих странах термин подведомственность вообще не используется в процессуальном праве этих государств. Международным актам по процессуальным вопросам этот термин также не знаком.

С помощью термина "международная подсудность гражданских дел" разграничивается компетенция судов какого-то конкретного государства по разрешению гражданских дел с участием иностранной стороны (сторон) или с каким-либо иным "иностранным элементом"[1].

В международной процессуальной науке сложились три основные системы определения подсудности:

1) по признаку гражданства сторон спора;

2) по признаку присутствия ответчика;

3) путем распространения правил внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента.

Для российского процессуального законодательства характерно определение подсудности путем распространения правил внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента. Так, к делам с участием иностранных лиц применимы правила родовой подсудности, территориальной, в том числе альтернативной, исключительной, договорной, по связи дел, а также условия передачи дела, принятого судом к своему производству, в другой суд. Однако применительно к процессуальным отношениям с участием иностранных лиц российским законодательством предусмотрены и специальные правила установления подсудности.

Для полной ясности определения международной подсудности В. В. Гаврилов предлагает выделять три этапа последовательного ее определения, каждый из которых имеет особое значение.

Задачей первого этапа является определение компетентной национальной юрисдикции. На втором этапе происходит определение системы судебных органов, в которых будет разрешен спор. И уже на третьем этапе разрешается вопрос об определении конкретного судебного органа, которому непосредственно предстоит разрешить спор.

На первом этапе необходимо определить компетентное государство. При решении вопроса о международной подсудности суд РФ устанавливает пределы своей компетенции и не затрагивает вопрос о компетенции иностранного суда.

По действующему законодательству "конфликт юрисдикций" обычно разрешается посредством международных многосторонних и двусторонних соглашений.

В международных актах, таких как многосторонняя Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Литовской Республикой, Республикой Кыргызстан, Азербайджанской Республикой, Эстонской Республикой, Латвийской Республикой, Республикой Молдова, Исламской Республикой Иран и др., содержатся нормы об определении государства, суд которого компетентен рассматривать возникший спор.

Так, например, в ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1993 прямо закреплена норма, согласно которой в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию в судах обеих Договаривающихся Сторон, компетентных в соответствии с настоящим Договором, суд, который возбудил дело позднее, прекращает производство.

Разрешая вопрос об определении компетентного государства для рассмотрения конкретного спора, можно сформулировать следующее общее правило: если международным актом установлены иные правила определения компетентного национального суда по рассмотрению спора, то применяются нормы такого международного акта, т.е. для того чтобы определить компетентный орган того или иного государства для рассмотрения спора, необходимо разрешить вопрос о наличии между претендующими государствами заключенного договора о правовой помощи на право рассмотрения конкретного гражданского дела. При положительном ответе важно на основании соответствующих норм окончательно установить тот или иной компетентный орган государства.

Необходимо отметить, что при отсутствии такого международного договора, содержащего основные правила распределения компетенции между государствами, полномочными рассматривать конкретное гражданское дело, следует применять нормы национального процессуального законодательства.

Задачей второго этапа является решение вопроса об отнесении спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

В нашей стране существует несколько видов судов, рассматривающих дела с участием иностранных лиц в порядке гражданского судопроизводства. К таким судам относятся: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

На распределение подведомственности дел распространяются общие положения процессуального законодательства при отсутствии правил международного характера.

На последнем, третьем этапе акцентируется внимание на отнесении спора к компетенции конкретного суда. Целью этого этапа является разрешение вопроса о подсудности гражданского дела конкретному суду.

По каждому гражданскому делу должна быть определена как родовая, так и территориальная подсудность, после чего может быть решен вопрос о принятии соответствующего заявления к производству конкретного суда.

Определить родовую подсудность по исследуемой категории дел – значит установить компетентный суд судебной системы для рассмотрения спора с участием иностранных лиц по правилам подсудности, закрепленным ГПК.

По общим правилам, в соответствии с нормами гл. 3 ГПК дело может быть подсудно мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и автономному округу (ст. 26), ВС РФ. Правила гл. 3 ГПК распространяются и на производство с участием иностранных лиц.

ГПК содержит некоторые особенности при определении родовой подсудности по делам с участием иностранных лиц. Так, ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда компетентен рассматривать только суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, то по месту нахождения его имущества.

Кроме особенностей родовой подсудности по исследуемой категории дел практический и научный интерес представляют нормы, регулирующие территориальную подсудность. Территориальная подсудность устанавливается после определения родовой подсудности. Международная территориальная подсудность и внутренняя территориальная подсудность корреспондируют, так как и та и другая определяются по общему правилу местом жительства или местом нахождения ответчика.

В соответствии со ст. 402 ГПК по делам с участием иностранных лиц суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации или организация-ответчик находится на территории РФ.

Главой 44 ГПК довольно обширно устанавливаются правила подсудности с участием иностранных лиц. Закреплен целый ряд случаев, когда суд вправе рассматривать дела с участием иностранных физических и юридических лиц. Предусмотренные ГПК виды территориальной подсудности (общая территориальная подсудность, альтернативная подсудность, исключительная подсудность, договорная подсудность, подсудность по связи дел) применимы и при определении международной подсудности дел.

Помимо общих правил ГПК содержит и специальные правила территориальной подсудности. Так, ч. 3 ст. 402 предусматривает случаи альтернативной подсудности, среди которых устанавливается правило о том, что суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином.

Судебная практика (позиция ВС РФ): Норма п. 1 ст. 29 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 предоставляет супругам, имеющим гражданство одного государства и проживающим на территории другого государства, право выбора обращения в судебные учреждения государства, гражданами которого они являются, либо государства, на территории которого они проживают (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2001 г.).

Статья 403 ГПК указывает на категории дел исключительной подсудности. При этом помимо указанных в данной статье категорий дел к исключительной подсудности относятся дела, вытекающие из публичных правоотношений, а также ряд дел особого производства. Последние четко закреплены в ГПК.

Отдельно следует сказать о договорной подсудности, заслуживающей определенного интереса, поскольку она облегчает решение вопросов той или иной стороне. Суть данного вида подсудности состоит в возможности выбора сторонами суда, в котором в случае возникновения будет рассматриваться их спор. Нельзя забывать и об ограничениях, заключающихся в запрете изменения по соглашению сторон исключительной территориальной и родовой подсудности. При этом под невозможностью изменения исключительной подсудности понимается невозможность изменения как указанной в международном договоре исключительной подсудности, так и во внутреннем законодательстве. Невозможным является также изменение подсудности по делам особого производства в связи с отсутствием в данном производстве понятия сторон, которые могли бы заключить подобное соглашение, а также по делам, возникающим из публично-правовых отношений, по причине отнесения законодателем указанных категорий дел к исключительной подсудности. Кроме того, невозможно изменить подсудность и по ряду других дел, например подсудных ВС РФ.

Не сказано было и еще об одном виде территориальной подсудности – подсудности по связи дел, которая также используется в производстве с участием иностранных лиц.

Подсудность по связи заявленных требований имеет место в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе.

Процессуальные правила подсудности по связи дел с участием иностранных лиц заключаются в следующем:

1) иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или нахождения одного из ответчиков по выбору истца;

2) встречный иск предъявляется в суд, рассматривающий первоначальный иск, независимо от его подсудности. Данный вопрос решается однозначно не только во внутреннем законодательстве (ст. 137 ГПК), но и в нормах международных договоров. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 22 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам "встречный иск и требование о зачете, вытекающие из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в суде, который рассматривает основной иск".

Такое требование связано с тем, что одной из целей предъявления встречного иска является именно одновременное рассмотрение его с основным иском.