Международная морская перевозка пассажиров

Международная перевозка пассажиров морским транспортом регулируется тремя конвенциями. Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем была принята в Брюсселе 29 апреля 1961 г.

В ней урегулированы в основном вопросы ответственности перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения.

Поскольку в Конвенции не регламентирована перевозка ручной клади и багажа, 27 мая 1967 г. в Брюсселе была подписана Международная конвенция для унификации некоторых правил, относящихся к перевозке багажа пассажиров морем, в которой эти вопросы частично урегулированы.

Наконец, 13 мая 1974 г. принимается подготовленная в рамках ИМКО Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа. Как следует из наименования, в ней охвачены вопросы перевозки как пассажиров, так и багажа. Основные положения Конвенций восприняты национальным законодательством ряда стран, в том числе Российской Федерации. В частности, гл. IX КТМ РФ "Договор морской перевозки пассажира" содержит основные положения Афинской конвенции.

В Брюссельской конвенции 1961 г. даны определения употребляемых терминов, закреплены обязанности перевозчика, установлена его ответственность. Важное правовое значение имеет определение понятия "перевозка", увязанного с периодом времени, которым она охватывается. Срок перевозки пассажира в соответствии с Брюссельской конвенцией 1961 г. – период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки, а также перевозки пассажира водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость этой перевозки входит в стоимость билета либо судно, используемое для этой вспомогательной перевозки, предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком. Именно в пределах этих временны́х рамок перевозчик отвечает по своим обязательствам перед пассажиром.

Брюссельская конвенция 1961 г. закрепляет обязательства перевозчика. В соответствии со ст. 3 Конвенции одна из основных его обязанностей заключается в проявлении должной заботливости, касающейся приведения судна в мореходное состояние, поддержания его в таком состоянии. Он должен укомплектовывать судно экипажем, снаряжением и снабжением к началу и в течение всей перевозки. И наконец, важнейшая его обязанность заключается в обеспечении безопасности пассажиров.

Вопрос об ответственности перевозчика регулируется следующим образом. Она наступает при наличии вины перевозчика. Согласно Конвенции его вина презюмируется, если смерть или телесные повреждения пассажира явились следствием кораблекрушения, столкновения, посадки на мель, взрыва или пожара. В этих случаях бремя доказывания невиновности возлагается на перевозчика. Во всех остальных случаях бремя доказывания вины перевозчика лежит на истце.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что смерть пассажира или причиненные ему телесные повреждения явились следствием вины самого пассажира.

Ответственность перевозчика носит ограниченный характер. Предел установленной Конвенцией ответственности не должен превышать 250 тыс. франков. Вместе с тем национальное законодательство может установить более высокий предел ответственности перевозчика.

Согласно Конвенции на перевозчика не распространяется установленное ограничение ответственности, если ущерб возник в результате его действий и упущений, совершенных умышленно или вследствие самонадеянности.

Процедура реализации требований к перевозчику в случае причинения им ущерба включает подачу ему письменного уведомления в течение 15 дней со дня высадки. Правом подачи уведомления пользуется сам пассажир либо оно может быть подано от его имени. В случае смерти пассажира требование о возмещении ущерба предъявляют только его наследники или другие лица, имеющие право предъявлять такие требования.

Срок исковой давности ограничен двумя годами. В том случае, когда вследствие причиненных пассажиру во время перевозки телесных повреждений смерть наступила после высадки на берег, срок исковой давности исчисляется тремя годами. Приостановление и перерыв сроков исковой давности регулируются законом суда, рассматривающего дело, но в любом случае этот срок не должен превышать установленных трех лет.