Междисциплинарные связи юридической психологии

Прежде всего необходимо отметить, что юридическая психология имеет самые тесные связи со своей "материнской" наукой - психологией. По отношению к последней юридическая психология находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин, которые Л. С. Выготский называл "отраслями прикладной психологии" (педагогическая, медицинская психология и др.). Тесную связь она поддерживает и с социальной психологией: такие разделы социальной психологии, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и некоторых других вопросов. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической, медицинской, инженерной психологии, психологии труда, управления применительно к решению своих частных задач.

В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может не поддерживать информационные связи и с целым рядом отраслей правовой науки.

В этой связи в первую очередь следует указать на тесные связи юридической психологии с наукой уголовно-процессуального права. Как справедливо отмечал А. Р. Ратинов, "судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства"'.

Ряд принципиально важных положений, принципов, лежащих в основе уголовно-процессуального законодательства, права, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оценку доказательств, объективность принятия обоснованных судебных решений. Это такие основополагающие принципы уголовно-процессуального законодательства, как, например, неприкосновенность личности (ст. 10 УПК); презумпция невиновности (ст. 14 УПК); состязательность сторон (ст. 15 УПК); свобода оценки доказательств (ст. 17 УПК); непосредственность, устность, гласность судебного разбирательства (ст. 240,241 УПК) и др. И хотя законодатель порой не прибегает к собственно психологическим терминам, сама процедура расследования (рассмотрения) преступления, собирания, исследования и оценки доказательств, впитав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в отправлении правосудия. Все более серьезную помощь в этом процессе правоохранительным органам будет оказывать психологическая наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментирования отдельных явлений и процессов, психологического "всеобуча" работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности.

Прослеживается связь юридической психологии с наукой гражданского процессуального права, гражданским судопроизводством, фактически осуществляемым с соблюдением тех же принципов, что и уголовное судопроизводство: гласность, непосредственность, устность и непрерывность, состязательность и равноправие сторон (ст. 10, 12, 157 ГПК).

Тесные междисциплинарные связи поддерживаются юридической психологией и с уголовным правом, прежде всего по вопросам, относящимся к оценке психологических критериев вменяемости - невменяемости, психологических особенностей личности преступника, его эмоционально-волевой, мотивационной сферы, уровня интеллекта, актуальных психических состояний, которые сопутствуют совершению преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями.

В УК содержится целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); "деяние, совершенное по легкомыслию" (ст. 26); несоответствие "психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам" (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35); психическое принуждение (ст. 40); обоснованный риск с его психологическим ОГЛАВЛЕНИЕм (ст. 41); особая жестокость (п. "д" ст. 105, п. "б" ст. 111, п. "в" ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и др.

Также связь юридической психологии можно увидеть и с гражданским правом, его основополагающими институтами, принципами, отдельными правовыми нормами. В качестве примера здесь можно привести; особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); проблему компенсации морального вреда в случае причинения гражданину "нравственных страданий" с учетом психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это, учитывая "индивидуальные особенности лица, которому причинен вред" (ст. 151, 1101 ГК).

Не менее актуальной в гражданском праве выглядит и проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, непонимания им значения своих действий, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (ст. 177, 178 ГК).

Самая тесная связь юридической психологии существует с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений, с криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без использования результатов исследований в области психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно "те особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение" (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизические особенности).

Традиционные связи и взаимодействия поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно когда мы имеем дело с пограничными состояниями, расстройствами психики, не исключающими вменяемость, и возникает необходимость давать комплексную развернутую оценку личности субъекта с привлечением знаний из области психологии и психиатрии2.