Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (The Wall Street Reform and Consumer Protection Act) — Закон Додда — Фрэнка (The Dodd — Frank Act)

Закон ДоддаФрэнка — важнейший законодательный акт США, принятый 21 июля 2010 г. в целях снижения рисков американской финансовой системы. Считается наиболее масштабным изменением в финансовом регулировании США со времен Великой депрессии. Закон существенно изменил деятельность федеральных органов власти, регулирующих порядок оказания финансовых услуг, а также создал дополнительный орган финансового регулирования — Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council —FSOC).

Общие положения. Законопроект ДоддаФрэнка был внесен в Конгресс 2 декабря 2009 г. как ответ на начавшийся в 2008 г. финансовый кризис и последующую рецессию. Законодательная инициатива исходила от администрации президента, непосредственными разработчиками и "двигателями" закона были председатель Комитета по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса Барни Франк и сенатор Кристофер Додд, председатель Банковского комитета Сената США. Основной целью данного законопроекта стало снижение рисков финансовой системы посредством ужесточения надзора за системообразующими финансовыми институтами. "США были почти ввергнуты во вторую Великую депрессию из-за безответственности Уоллстрит и Вашингтона. Некоторые люди на Уолл-стрит забывают, что за каждым долларом, которым они торгуют, стоят семьи, желающие купить дом или заплатить за образование, открыть свой бизнес или отложить на пенсию. То, что происходит на Уоллстрит, имеет весьма существенные последствия для всей нашей страны" — сказал Барак Обама, президент США.

Более 2300 страниц текста данного закона содержат в себе три основных направления его действия: во-первых, меры по снижению рисков финансовой системы, во-вторых, дополнительные меры по защите потребителей финансовых услуг; в-третьих, более тщательное регулирование деятельности системообразующих финансовых институтов.

Центральное место в новой системе регулирования отведено Совету по надзору за финансовой стабильностью, который обязан выявлять возрастающие риски финансовой системы в целом и предпринимать меры по их снижению. Совет является федеральным органом власти, обладающим существенными полномочиями по регулированию деятельности всех системообразующих холдинговых компаний и небанковских финансовых организаций. Он вправе требовать увеличения капитала и ликвидности и совершенствования системы управления рисками, а также ограничить рост крупных финансовых институтов, если это создает угрозу финансовой системе.

Закон ДоддаФранка, принятый почти без единого голоса со стороны республиканцев, начали усиленно критиковать с того самого момента, как он впервые появился в Конгрессе: консерваторы называют его захватом власти государством, а либералы ругают за чрезмерную слабость, недостаточную строгость и неоднозначность, размытость, содержащихся в нем норм.

Чтобы сделать окончательные выводы необходимы время и анализ практического воплощения в действие положений этого фундаментального закона, необходимость которого, однако, очевидна; важна и та судебная практика, которая рождается в соответствующих судебных решениях. Однако то обстоятельство, что закон слабо регулирует хедж-фонды, — чрезмерно большая уступка "теневой банковской системе", что серьезно ослабляет ОГЛАВЛЕНИЕ закона.

"Правило Волкера" — ключевой момент Закона Додда — Фрэнка

Это правило, названное в честь бывшего председателя ФРС США Пола Волкера (предшественника Алана Гринспена), содержащееся в законе ДоддаФранка, отделяет от потребительского кредитования инвестиционно-банковские услуги, частный капитал и собственные хедж-фонды финансовых учреждений. В частности, правило Волкера запрещает банкам, которые используют гарантии правительства, инвестировать средства вкладчиков в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций в объеме, превышающем 3% от их капитала первого уровня, а равно владеть более чем 3% капитала таких фондов. Это определенно положительная норма, но многие исследователи полагают, что на практике будет довольно сложно разграничивать запрещенные и разрешенные операции. Это правило также вызвало крайне неоднозначную международную реакцию. Представители Канады, Японии, Великобритании и Европы заявили, что правило Волкера может навредить международному сотрудничеству и ликвидности: "Правило Волкера направлено на ограничение торговли банков с использованием своих собственных средств... Однако это правило может принести значительные осложнения для важных для рынков видов деятельности, а также для рыночной ликвидности" — сказал Киехико Нисимура, заместитель управляющего Банка Японии.

"Банкам нельзя владеть хедж-фондами, так как это может поставить нас в неловкое положение. Если хедж-фонды обанкротятся, пострадает слишком большое число невиновных... Несмотря на опасения некоторых правительств и центробанков, я не верю, что “правило Волкера” представляет существенные риски для ликвидности в этих странах", — так ответил критикам Тимоти Гайтнер, секретарь казначейства США (т.е. министр финансов страны).