Метод тестов

Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами (от англ. test — "испытание"). Этот термин приобрел вскоре такую популярность, как никакое другое психологическое понятие. В широкий оборот он вошел после статьи Рэймонда Бернарда Кеттелла (1905—1998) "Умственные тесты и измерения".

"Психология, — писал Кеттелл, — не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах". Таким образом, он выдвинул статистический подход — применение серии тестов к большому числу индивидов — как средство преобразования психологии в точную науку. Статистика, в свою очередь, опиралась на математику, в связи с чем возникла возможность альянса психологии и математики.

Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Применять их ученый начал в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории. Почти одновременно другие американские лаборатории также начали применять метод тестов, вскоре затмивший все остальные. В течение нескольких лет возникла необходимость организовать специальные координационные центры.

В США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам. В конструировании тестов приняли активное участие ведущие специалисты в данной области из различных стран. Тесты использовались для нужд школы, медицины, производства, армии. Совершенствовалась техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними.

Занимаясь техникой тестирования, английский психолог Чарльз Эдвард Спирмен (1863—1945) пришел к выводу, что в тех случаях, когда существует позитивная корреляция между тестами на различные способности (например, математические и литературные), ими измеряется некоторый генеральный фактор. Он обозначил его буквой G (от англ. general — "общий").

Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждой деятельности обнаруживается специфический фактор, свойственный только ей (факторы 81, 82 и т.д.). Данный вывод породил многочисленные дискуссии. Многие психологи отвергали существование общего фактора, предположив, что и он может быть разложен на несколько других.

Первоначально проводились обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их был принципиально иным.

Задачей эксперимента являлось выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних раздражителей и физиологических механизмов, длительности времени реакций — от внутренних операций (различения, выбора, установки), запоминания — от частоты и распределения повторений и т.д. Экспериментатора интересовала зависимость наблюдаемых факторов от производящих их причин. Он испытывал набор условий, чтобы установить, функцией каких переменных являлся данный феномен.

При тестировании, в отличие от экспериментирования, психолог фиксирует, что люди делают, не варьируя условий их деятельности. Он измеряет полученные результаты при помощи некоторого критерия, регистрируя количественные вариации. Здесь переменными являются индивидуальные различия. Дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность. Это, однако, не дает оснований считать ее менее важным или менее перспективным направлением, чем психология экспериментальная. Статистическая закономерность позволяет предсказывать явления в силу того, что вероятностные связи свойственны самой природе вещей, а не привносятся в нее произвольными операциями ума.

Направленность тестологии на оперативное решение практических задач обусловила ее быстрое и широкое распространение. Процедура измерения интеллекта воспринималась как средство, позволяющее на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д.

Особый интерес в связи с этим представляли исследования Альфреда Бине (1857— 1911), занимавшегося вопросами развития мышления у детей.

Бине исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей 3—7 лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: "стадия перечисления", "стадия описания" и "стадия интерпретации".

В начале XX в. Бине получил заказ от Министерства просвещения Франции на разработку метода, позволяющего выявлять при поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспомогательных школах. Для этой цели Бине разработал серию вопросов разной степени сложности, ответы детей на которые позволили бы определить уровень их интеллекта. Эти задания сразу же настолько хорошо зарекомендовали себя, что Бине решил создать тесты для общей диагностики интеллектуального развития у всех детей от 3 до 18 лет. Для каждого возраста он создал задания разной степени сложности, исследующие разные стороны интеллектуального развития (на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логического мышления и т.д.).

Для каждого возраста предназначалось не меньше 5—7 заданий, причем Бине подчеркивал, что важно не столько ОГЛАВЛЕНИЕ тестов, сколько их число. Он был убежден, что смышленый ребенок всегда лучше справится с заданием, а большее количество заданий поможет избежать случайностей.

Наибольшей трудностью при конструировании тестов была необходимость строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влияли на ответ — тесты должны были исходить из того минимального опыта, который имеется у всех детей соответствующего возраста. Только в таком случае, подчеркивал Бине, можно отличить обученного ребенка от ребенка способного, так как дети с высоким интеллектом, но не прошедшие специальное обучение, будут в равном положении с детьми, которых учили в хороших учебных заведениях или дома.

Одно из заданий теста Бине представляло собой задачу па деление. Ребенку предлагалось разделить шесть апельсинов между собой, мамой и папой. Многие дети даже 8—9 лет не могли решить эту задачу. Проблема была не в том, что они не могли поделить шесть на три, а в том, что они не знали, что такое апельсин. К сожалению, такие ошибки случаются и в настоящее время, когда при тестировании детей из детского дома, для которых всякое упоминание о семье и родителях является аффективной ситуацией, им задают вопрос о том, хватит ли сервиза на шесть персон, который стоит у мамы в буфете, если к вам в гости пришли двое ваших друзей с родителями.

"Умственный возраст" ребенка высчитывался при помощи специальной шкалы, сконструированной учеником Бине Т. Симоном (1873—1961), и располагался в промежутке между последними правильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправильными ответами (три минуса подряд).

Позднее немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938) предложил ввести коэффициент интеллекта который является постоянной величиной и высчитывается по формуле:

где у.в. — умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине-Симона, а ф.в. — физический (хронологический) возраст ребенка.

Нормой считался коэффициент от 70 до 130%. Предполагалось, что ниже этого показателя находятся умственно отсталые дети, выше — одаренные.

Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, т.е. и в 3 года, и в 15 лет показатель у ребенка будет одним и тем же, несмотря па изменения социальной среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, он исходил из того, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем.

Бине трижды обновлял и модифицировал свою шкалу. Авторитет ученого был столь высок, что после его смерти во Франции созданные им тесты практически не пересматривались вплоть до 1960-х гг.

Необходимо отметить, что, несмотря на многие недочеты, тесты Бине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряющих интеллектуальное развитие детей.