Метод Дельфи

Метод Дельфи позволяет провести отбор идей. Он применяется для получения и уточнения групповой экспертной количественной оценки. Основу метода составляет ряд последовательно осуществляемых процедур, направленных на выявление согласованного группового мнения. Акцент делается на попытку согласования мнений экспертов в группе в результате неоднократно повторяющихся предложений экспертам пересмотреть первоначальное мнение и при необходимости уточнить свою индивидуальную оценку. Для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 50 экспертов.

В качестве групповой экспертной оценки используется медиана – значение признака, приходящееся на середину вариационного ряда в виде последовательности наблюдений, расположенных в порядке возрастания или убывания. При отборе идей метод Дельфи применяется отдельно для каждой идеи. Затем групповые оценки каждой идеи сравниваются, и выбирается "лучшее" решение.

В алгоритме реализации метода можно выделить следующие этапы:

1) конфиденциальный опрос экспертов;

2) расположение оценок в вариационный ряд по возрастанию значений признака;

3) определение границ интервала согласованности. Строго в соответствии с методом Дельфи в качестве границ используются верхний и нижний квартили вариационного ряда – Xв и Xн. Для расчета квартилей в теории разработан метод, основанный на интервальных рядах и дающий хорошие результаты при большом числе экспертов, что часто практически неприемлемо по причине малого числа экспертов. Видимо, в городе Дельфи было много "дельфийских аракулов". При относительно большом числе экспертов условно можно брать значения наблюдений с номерами, соответствующими ближайшим целым числам от N/4 и от 3N/4. При проведении маркетинговых исследований число экспертов часто невелико, поэтому точное определение значений Хв и Хн затруднено, а всякое "уточнение" основано на условностях. Такая ситуация ставит исследователей, применяющих данный метод, в затруднительное положение, выход из которого в несколько ином определении границ интервала согласованности. Поскольку при малом числе экспертов вычисление квартилей не может быть точным, то в качестве оценки согласованности допустимо, наример, рассматривать разность оценок Хп и Xh таких двух экспертов а и Ь, когда в вариационном ряду левее первого и правее второго эксперта находится по целой части от 25% общего числа экспертов;

4) расчет оценки согласованности мнений экспертов. Строго в соответствии с методом оценкой согласованности является ширина интервала согласованности в виде межквартильного расстояния К = Хв – Хн. При малом числе экспертов можно применить оценку в виде R = Xb – Χa;

5) повторный опрос, в результате которого тех экспертов, оценки которых находятся внутри интервала согласованности, знакомят с результатами тех экспертов, оценки которых находятся вне интервала согласованности. Иногда говорится о конфиденциальности, когда экспертов с оценками вне интервала согласованности не знакомят с другими подобными оценками;

6) повторный расчет интервала согласованности, когда этапы с первого по шестой повторяются до тех пор, пока интервал согласованности не застабилизируется в своем изменении. Обычно осуществляется от трех до пяти итераций;

7) расчет групповой экспертной оценки. Для нечетного числа наблюдений N медиана Me соответствует значению признака с номером (1 + N)/2. Для четного числа наблюдений за медиану принимается среднее значение для двух средних наблюдений в упорядоченном ряду: (ХN/2 + ХN/2 +|)/2.