Методы управления нравственными отношениями в системе государственной и муниципальной службы

Успех организации работы любого коллектива во многом обеспечивается наличием разработанных и эффективно используемых методов управления персоналом, в том числе в сфере нравственных отношений.

Способы воздействия на коллектив и каждого работника в отдельности с целью улучшения их нравственных характеристик и приведения их служебного поведения в соответствие с установленными требованиями многообразны.

Организационно-распорядительные методы включают разработку и утверждение правил поведения, этических норм, этического кодекса, присяги, создание этических комиссий, а также организацию выполнения этих правил. Разработка этих методов особенно актуальна в связи с необходимостью реализации положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", касающихся служебного поведения гражданских служащих.

Социально-психологические методы предусматривают создание нормального морально-психологического климата, развитие у работников потребности работать в соответствии с выработанными этическими принципами, моральное стимулирование. Они носят косвенный характер управленческого воздействия и основаны на использовании социального механизма — системы взаимоотношений в коллективе, качеств, социальных потребностей и т.п.

Морально-психологический климат является важным фактором "самочувствия" любой организации, работоспособности и успешности деятельности каждого ее сотрудника. Устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, дух коллективизма, схожесть проявляемых эмоций и поступков, чувство нравственного комфорта (защищенности) при общении с руководством и коллегами по работе -все это во многом определяет психологическую совместимость разных по своим личностным качествам людей, составляя основу высокой нравственности и социального оптимизма всего персонала организации.

Так, по утверждению германских медиков, 79% служащих от неблагоприятной психологической атмосферы на рабочем месте страдают больше, чем от груза ответственности, поточной системы и страха потерять работу, вместе взятых.

В целях предупреждения такой атмосферы, например, в Швеции создан специальный Институт здоровой обстановки на рабочем месте[1].

Административные методы направлены на формирование осознанной необходимости государственных служащих следовать этическим принципам законности, справедливости, гуманизма, беспристрастности и независимости, ответственности. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий акт подлежит обязательному исполнению.

Административные методы этизации государственной службы широко используются в зарубежных странах.

Например, в парламенте США за несвоевременное заполнение отчета предусмотрен штраф в размере 200 долларов, за предоставление неправильных данных штраф увеличен с 5 тыс. до 10 тыс. долларов.

Определенные ограничения введены и в отношении деятельности конгрессменов после окончания срока их полномочий. В течение года после пребывания в Конгрессе им запрещается заниматься лоббистской деятельностью, представлять чьи-либо интересы, включая интересы иностранных государств, перед правительственными и законодательными органами. Самой суровой мерой наказания за нарушение этических норм законодателями в США является исключение из Конпэесса, принимаемое двумя третями голосов. К другим мерам наказания относятся: вынесение порицания, наложение штрафа, решение о возврате незаконно полученных доходов и пр. Хотя эти меры и не влекут за собой отставку законодателя, но наносят ощутимый удар по его репутации, ставя под сомнение его дальнейшую политическую карьеру.

Действие административных методов в нашей стране может быть обеспечено в том случае, если этические требования к государственному и муниципальному служащему будут введены в ткань должностного (служебного) регламента, определяющего его права, обязанности и ответственность, как это было предусмотрено Концепцией реформирования системы государственной службы 2001 г и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и служить основой для установления объема прав, обязанностей и ответственности, а также критерием оценки профессионально-нравственных характеристик государственного и муниципального служащего.

Методы воспитания побуждают работника к определенным действиям (убеждение и побуждение) и оценивают его деятельность и поступки (поощрение и порицание).

Метод убеждения обеспечивает воспитание у работников моральных качеств, необходимых для эффективного осуществления своих функций и гармоничного взаимодействия в условиях совместной профессиональной деятельности.

Используются различные виды убеждения: доказательство, обращенное к разуму и требующее логики и убедительной аргументации; внушение, взывающее к чувствам; их комбинация. Для убеждения прибегают к таким приемам, как беседа, лекция, диспут. Однако эффективность этого метода зависит:

- от личного авторитета и убежденности руководителя, степени обладания теми качествами, которые он хочет привить своим подчиненным;

— уровня этического образования и знания психологии человека;

— способности к эмпатии;

— умений и навыков общения с людьми.

Метод побуждения может облекаться в формы приказа, просьбы, выбор между которыми определяется конкретной ситуацией.

Метод поощрения реализуется в формах вознаграждения за успешно выполненную работу, варьируясь от устного или письменного вынесения благодарности до предоставления привилегий, денежного вознаграждения или упоминания о выполненной работе в регулярном отчете или в присутствии коллег. Во всех случаях система поощрения за труд должна строиться в прямой зависимости вознаграждения от наличия или отсутствия этических нарушений со стороны работника.

Метод порицания может выступать в форме устного неодобрительного отзыва о работе подчиненного, воздействия на самооценку личности, предупреждения с испытательным сроком, отстранения от дел или разрыва контракта.

Поскольку трудно ожидать, что все служащие будут добровольно и добросовестно соблюдать все положения кодекса, возникает необходимость дополнить его соответствующими санкциями за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных им требований — от порицания до исключения в особых случаях из корпуса профессиональных чиновников. Такое предложение высказал и Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.

В некоторых зарубежных странах в целях поддержания необходимого уровня этичности в организации используется метод социальных ревизий. Его особенность заключается в том, что в годовых отчетах или ежегодных обзорах американского бизнес-журнала "Фортуна" (Fortune) организуются "социальные разоблачения" с перечнем наиболее и наименее уважаемых компаний, для оценки которых используется в числе других индекс "ответственности перед обществом и средой обитания" в качестве совокупной схемы ранжирования.