Методы снижения неопределенности и рисков управленческих решений

В деятельности любой организации управленческие решения, как правило, разрабатываются, принимаются и реализуются в условиях неопределенности и риска. Неопределенность возникает, когда отчетливо, точно, ясно не установлены какие-либо ситуационные факторы, влияющие на процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, результат их реализации. Это зависит от информации о ситуации, которая может иметь явный (не скрываемый, открытый, видимый) и неявный характер. В первом случае она более определенна, во втором – слабо сигнализирует о надвигающейся опасности. Очень важно в любом случае не игнорировать сигналы, а усилить наблюдение за ходом событий.

Неопределенность проявляется в параметрах информации на всех стадиях ее обработки и соответственно на всех стадиях технологического цикла управленческого решения. Она трудно измеряется. Обычно ее оценивают качественно типа больше или меньше, например неопределенность информации составляет 30%.

В общем случае неопределенность в процессе принятия решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов альтернатив. Если каждая альтернатива приводит только к одному возможному исходу, то говорят о принятии решений в условиях определенности.

Сталкиваясь с неопределенностью, ЛПР может использовать две основные возможности:

1) попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Сочетание этой дополнительной информации и анализа с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией придает ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность;

2) действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

Неопределенностьосновная причина появления рисков. Риск возникает только в условиях неопределенности. Согласно словарю Ожегова, он определяется как "действие наудачу, в надежде на счастливый исход". В широком смысле слова риск – это характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Чем больше неопределенность при выборе вариантов решений, тем больше риск. Уменьшение неопределенностей, вызывающих риски потерь, составляет важную задачу, как руководителей, так и специалистов организации. Основными элементами рисковой ситуации являются возможные потери или выигрыш, их вероятность, альтернативность, неопределенность. Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

1) отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

2) нулевой;

3) положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риск определяет соотношение двух полярных результатов: отрицательного (полный срыв запланированного) и положительного (достижение запланированного). Он прямо связан с неопределенностями при разработке управленческих решений. Если неопределенность равна нулю (полная детерминированность), то риск оценивается как нулевой (никакого риска нет). При низком уровне неопределенностей риск растет незначительно и часто им можно пренебречь. Средний и высокий уровни неопределенностей существенно повышают риск получения отрицательного результата. Сверхвысокий уровень не оставляет надежды на положительные результаты.

Принятие решений на уровне чрезмерного риска может ухудшить финансовое положение и, в конечном счете, привести к банкротству предприятия. Вместе с тем игнорирование любых вариантов, связанных с риском, в условиях рыночной экономики может отразиться на полной или частичной утрате конкурентоспособности, а также поставить предприятие перед проблемой экономической выживаемости. Риск определяет соотношение двух полярных результатов: отрицательного (полный срыв запланированного) и положительного (достижение запланированного). Обычно риск оценивается дискретно либо как соотношение пары чисел (например, 1:9; 20%:80% и т.д.), либо как процент отрицательного исхода (например, 0,01%). Например, риск 2:8 означает, что только в двух случаях из 10 решение не будет реализовано; риск 10% означает, что на 10% не гарантируется положительный исход принятого решения; риск 50%: 50% означает равную вероятность как отрицательного, так и положительного исхода процесса.

Из вышеизложенного следует, что в системе управления организацией управленческие решения разрабатываются, принимаются и реализуются в условиях определенности, риска (вероятностной определенности) и неопределенности (ненадежности).

В условиях определенности (достоверности) увеличивается оперативность разработки, уменьшаются затраты на выбор целесообразного варианта решения. Преимущество подобной ситуации: все переменные для расчетов вводятся самим субъектом управления при одном и том же состоянии объективных условий (объекта). Открывается возможность широкого использования количественных методов и вычислительной техники. ЛПР с достаточной степенью точности предполагает результат каждой из имеющихся альтернатив решений. Однако такие условия решения ситуаций в практической управленческой деятельности практически отсутствуют. Они имеются в довольно малом объеме в диспетчерском управлении. Обычно управленческие решения принимаются в условиях неопределенности и риска, так как добиться наличия информации, с достаточной полнотой, достоверностью, точностью и своевременностью характеризующей фактическое и будущее состояние и поведение управляемой системы и ее внешней среды, практически невозможно.

В значительной мере неопределенность уменьшается с помощью введения вероятностных оценок. Таким способом, решение ситуации приводят к условиям риска (измеримой неопределенности). На основе определения вероятности могут быть предугаданы колебания переменных, характеризующих состояние объективных условий разработки, принятия и реализации управленческого решения. Риск заключатся в возможных ошибках при оценке степени вероятности наступления условий (событий) Поэтому ЛПР следует полагаться не только на расчеты, а использовать также опыт, интуицию и искусство. Эти качества особенно необходимы при разработке решений в условиях неопределенности, когда установить вероятность наступления событий и потенциальных результатов невозможно.

Факторами неопределенности выступают:

– значительное количество объектов или элементов ситуации, характеризующихся большим числом параметров, требующих описания для управленческого решения;

– недостаток информации и (или) ее неточность;

– недостаточный профессионализм ЛПР для решения данного вида ситуаций;

– ограничения принятия решения по данной ситуации (технико-технологические, экономические социальные, правовые и др.);

– поведение и (или) реакция внешней среды (конкурентов, поставщиков, потребителей и др.) на принятие решений.

Решения в условиях риска имеют следующие характеристики:

– величина потенциального ущерба (или выигрыша);

– вероятность наступления последствий принятого решения (неизбежные потери не являются риском);

– альтернативность выбора рисковать или не рисковать;

– неопределенность условий: чем она выше, тем больше риск;

– возможность управления риском (совершение действий, уменьшающих или увеличивающих величину или вероятность ущерба);

– надежда на успех.

В имеющейся литературе неоднозначно трактуются черты, свойства и элементы риска, понимается его ОГЛАВЛЕНИЕ, соотношение объективных и субъективных сторон. Разнообразие мнений о сущности риска объясняется, в частности, практически полным отсутствием его регламентации в существующем хозяйственном законодательстве, недостаточным использованием в реальной экономической практике и управленческой деятельности. При принятии решений риск – это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или недополучение доходов, связанное с конкретным вариантом управленческого рушения.

Можно выделить несколько модификаций риска, влияющего на принятие и реализацию управленческих решений:

– субъект, делающий выбор из нескольких альтернатив, имеет в распоряжении объективные вероятности получения предполагаемого результата, основывающиеся, например, на проведенных статистических исследованиях,

– вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями;

– субъект в процессе выбора и реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.

Многообразие ситуаций и проблем, возникающих в хозяйственных единицах разного уровня и с различными целями функционирования, определяет множество видов риска, которые можно сгруппировать по ряду признаков (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация управленческих рисков

Признак классификации

Виды рисков

Сфера возникновения

Внешние,

внутренние

ОГЛАВЛЕНИЕ

Природные, экологические, политические, коммерческие, социальные, технико-технологические

Возможные последствия

убытки,

упущенная выгода

Степень допустимости

минимальный,

повышенный,

критический,

недопустимый

Масштаб

локальный,

отраслевой,

региональный

Повторяемость

постоянные,

повторяющиеся,

разовые

Этап технологического цикла управления

разработки решения, принятия решения,

реализации решения

Сфера деятельности

производственные,

транспортные,

финансовые

и др.

Возможность предвидения и точность оценки

прогнозируемые с большой точностью,

трудно прогнозируемые,

непрогнозируемые

Возможность страхования

страхуемые,

нестрахуемые

Возможность детализации

простые,

сложные

Возможность получения результата

чистые,

спекулятивные

По характеру учета риски делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью организации или ее контактной аудитории. На уровень внешних рисков влияют политические, экономические, демографические, социальные и географические факторы. К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самой организации и ее контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства организации, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

По содержанию риски делятся на:

природные, связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п.), экологические – отражают вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды;

политические – отражающие вероятность потерь в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью, влияющих на предпринимательскую деятельность. Обусловливающие их факторы непосредственно не зависят от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам относятся:

– невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые его предшественниками обязательства и т.п.;

– введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

– неблагоприятное изменение налогового законодательства;

– запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа (в этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения);

коммерческие – опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Они означают неопределенность результатов коммерческой сделки;

социальные, отражающие вероятность негативного воздействия на жизнедеятельность людей, последствия которых могут негативно повлиять на жизнь, работу и здоровье людей;

технико-технологические – риски потерь, вызванных нарушениями технологии управляемых процессов, внеплановыми остановками оборудования.

В процессах разработки, принятия и реализации управленческих решений учитывают два вида возможных последствия его свершения:

1) убытки – потери от реализации продукции, уплаченные штрафы, неустойки, пени и др.;

2) упущенная выгода – доход или иное благо, не полученные организацией вследствие нарушения его права неисполнением обязательства; причинения ему вреда. В гражданском праве она обычно представляет собой неполученную прибыль и, как правило, подлежит возмещению в качестве составной части убытков. Например, к ней относится прибыль, не полученная в результате уменьшения объема реализации продукции, изменения ассортимента изготовленной продукции, снижения ее качества и т.п.

По степени допустимости в выборе вариантов управленческого решения и его реализации различают следующие риски:

допустимый (минимальный и повышенный), который влечет за собой потерю прибыли;

критический – потерю выручки (полной стоимости проданного товара);

недопустимый (катастрофический) – гибель организации из-за утраты имущества и банкротства.

Источником возникновения рисков при принятии решения могут быть и психологические особенности руководителя, которые в отношении к риску могут проявляться в диапазоне от перестраховки (риск бездействия) до авантюризма (действия за пределами оправданного риска).

Степень (коэффициент) риска – это размер наиболее вероятного ущерба, который может понести организация в результате того или иного действия. В практике разработки, принятия и реализации рискованных решений придерживаются шкалы допустимого риска, отражающей вид риска и величину связанных с ним потерь (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Значения коэффициента рисков

Вид риска

Коэффициент риска, %

Незначительный

До 5

Малый

5-10

Средний

11-20

Повышенный

21-30

Азартный

Свыше 30

С учетом сложившейся практики при принятии большинства управленческих решений исходят из "среднего" уровня риска в пределах 20%, хотя в экстраординарных хозяйственных ситуациях выбор линии поведения руководителя относительно риска может быть и иным.

В менеджменте руководитель, избегающий принятия рискованных решений, считается в определенном смысле опасным для организации, так как обрекает ее на застой. Наиболее успешно действует менеджер в среде, которая позволяет принимать решения, давая при этом право на ошибку. Поскольку риск – нормальное состояние в рыночной экономике, постольку естественным является и терпимое отношение к неудачам.

Независимо от деталей конкретной ситуации полезными советами ЛПР являются:

– не рискуй больше, чем можешь себе позволить;

– думай о последствиях;

– не рискуй многим ради малого;

– при общей значимости показателя вероятности наступления события приоритет отдавай размеру потенциальных потерь.

По масштабу действия риски подразделяются на:

локальные, связанные с конкретной организацией, ее подразделением. Они – производные от региональных и отраслевых рисков. К этой же группе относятся риски мошенничества (создание ложных организаций с целью привлечения средств инвестирования);

региональные, связанные с экономическим состоянием конкретных регионов. Риск свойственен регионам, где монополизируют один рынок или отрасль (например, регион нефтедобычи и т.п.). Риски появляются в связи с падением цен на продукт данного региона или обострения конкуренции. Они свойственны, прежде всего, депрессивным регионам;

отраслевые, связанные с отдельными отраслями экономики и обусловленные изменением спроса на отраслевую продукцию, межотраслевой интеграцией, конкуренцией с аналогичной продукцией других стран. Например, риски производства новых моделей отечественных автомобилей.

Наиболее известная и используемая на практике классификация рисков по сферам деятельности организации. Это, прежде всего:

производственные риски – вероятность убытков от остановки производства, надежности и устойчивости его функционирования и развития и т.п.;

транспортные риски – вероятность потерь, связанных с перевозками грузов различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным и т.д.;

финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Они делятся на риски, связанные:

– с изменением покупательной способности денег;

– с вложением капитала (инвестиционные риски).

В первую группу входят риски:

инфляционный – риск того, что при росте инфляции (обесценение денег и, соответственно, рост цен) получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут;

дефляционный – риск того, что при росте дефляции (снижение цен и, соответственно, увеличение покупательной способности денег) происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов;

валютный – опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций;

ликвидности – риск, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Вторая группа включает риски:

снижения доходности – риск, возникающий в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам, а также по портфельным инвестициям, связанным с формированием инвестиционного портфеля, представляющим собой приобретение ценных бумаг и других активов (сюда могут относиться: процентные риски – опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, лизинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам;

кредитный – опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору, риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга;

прямых финансовых потерь – биржевые риски, представляющие собой опасность потерь от биржевых сделок (риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.);

селективный (портфельный) – риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля;

банкротства – опасность в результате неправильного выбора вложения капитала полной потери предпринимателем собственного капитала и его неспособности рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

По возможности получения результата принятия и реализации решения риски делятся на:

чистые, означающие возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этой категории рисков относятся природные, экологические, политические, транспортные и часть производственных и торговых.

спекулятивные, отражающие возможность получения как отрицательного, так и положительного результата. К данной группе относятся финансовые риски.

Для эффективного управления рисками в процессах разработки, принятия и реализации решений следует научиться распознавать риски, оценивать вероятность их возникновения, рассчитывать масштабы предполагаемого ущерба (степень риска), находить способы его предупреждения.

Управление риском представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации управленческих решений и многого другого. Основная задача в этой сфере – найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного бизнеса сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее бизнес, тем выше степень риска при его реализации.

Управление рисками как научная и профессиональная специализация – сложная область менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыки использования инструментов в зависимости от видов рисков. В основе управления риском лежат знания и опыт, полученные в результате тщательного изучения всех ранее возникавших случаев ущерба. Это даст возможность прогнозирования вероятности появления подобных случаев в будущем и своевременного принятия всех необходимых мер к минимизации его негативных последствий. Управление риском связано также с решением общих проблем функционирования организации: ее рациональной структурой, системами экономического и морального стимулирования работников, ответственности и контроля и др.

Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления событий.

Основные приемы управления риском:

– избежание риска – отказ от реализации мероприятия, связанного с риском. Позволит полностью избежать потерь и неопределенности, но в то же время это отказ от прибыли и это потери от неиспользованных возможностей;

– снижение степени риска – сокращение вероятности и объема потерь;

– приятие риска – оставление всего или части риска за предпринимателем.

В практике управления риском выработан ряд правил, которым проводится выбор способа (приема) управления риском и варианта решений. Основными из них являются следующие:

– максимум выигрыша;

– оптимальное сочетание выигрыша и величины риска;

– оптимальная вероятность результата.

Правило максимума выигрыша состоит в том, что из возможных вариантов решений, содержащих риск, выбирается тот, который обеспечивает максимальный результат при минимальном или приемлемом риске. Во втором правиле из всех вариантов, обеспечивающих приемлемый для предпринимателя риск, выбирается тот, у которого отношение дохода и потерь является наибольшим. В третьем правиле из всех вариантов, обеспечивающих приемлемую для ЛПР вероятность получения положительного результата, выбирается тот, у которого выигрыш максимальный. Следует иметь в виду, что рискованные операции приносят больше прибыли, чем устоявшиеся, отработанные.

Конечная цель управления риском соответствует целевой функции предпринимательства, а именно получение наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

Управление риском (рис. 3.1) можно свести к трем этапам:

1) анализ ситуации, признание ее рискованной и оценка возможностей и приоритета ее решения;

2) анализ риска и его оценка в каждой альтернативе решения;

3) выбор действий, направленных на управляемую систему и ее внешнюю среду и уменьшающих риск.

Анализ риска и определение его последствий осуществляется с целью исключения возможности провала либо предупреждения значительного ущерба при принятии и реализации решений. Анализ риска производится в следующей последовательности операций:

1) выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска;

2) анализ выявленных факторов;

3) оценка конкретного вида риска с финансовой стороны;

4) определение финансовой состоятельности (ликвидности варианта решения);

5) определение экономической целесообразности (эффективности) вложений финансовых средств;

6) установка допустимого уровня риска;

7) анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

8) разработка мероприятий по снижению риска.

Рис. 3.1. Схема управления рисками в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений

При анализе риска в процессе принятия решений используются принципы, предложенные американским экспертом Б. Берммером:

– потери от риска независимы друг от друга;

– потеря по одному направлению из "портфеля рисков" не обязательно увеличивает вероятность потери по другому;

– максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

В процессе управления управленческими рисками производится их количественный и качественный анализ. Организация его проведения имеет следующие этапы:

1) подбор опытной команды экспертов;

2) подготовка специального вопросника и встречи с экспертами;

3) выбор техники анализа риска;

4) установление факторов риска и их значимости;

5) создание модели механизма дейетвия рисков;

6) установление взаимосвязи отдельных рисков и совокупного эффекта от их воздействия;

7) разработка мероприятий по снижению риска;

8) рассмотрение результатов анализа риска (обычно подготавливается в виде специального отчета).

Качественный анализ предполагает выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е. установление потенциальных зон риска, идентификацию всех возможных рисков, выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск управленческого решения. Результаты качественного анализа служат исходной информаций для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ предполагает численное определение отдельных рисков и общего риска. На этом этапе определяется вероятность наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется также допустимый уровень риска. Здесь могут использоваться различные методы: статистический анализ, анализ целесообразности затрат, методы экспертных оценок, использования аналогов и др. (см. п. 3.1 и 3.2).

Для оценки приемлемости риска выделяются определенные его зоны в зависимости от ожидаемой величины потерь

(рис 3.2). Областью риска называется некоторая зона общих потерь рынка, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска.

Рис. 3.2. Схема зон риска

На рис. 3.3 показано графическое изображение зависимости вероятности потерь от их величины – кривая риска.

Рис. 3.3. Кривая вероятности уровня потерь по зонам риска

Мероприятия по снижению рисков разрабатываются по следующим основным направлениям:

1) распределение риска между участниками реализации решения;

2) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

3) снижение рисков в плане страхования.

Разработка мероприятий по снижению управленческих рисков и определение их эффективности производится в последовательности следующих операций:

1) выделение риска наиболее важного для данного инвестиционного проекта;

2) определение перерасхода средств с учетом вероятности и опасности рискового события;

3) определение перечня возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события;

4) определение дополнительных затрат на реализацию предложенных мероприятий;

5) сопоставление требуемых затрат на реализацию предложенных мероприятий с возможном перерасходом средств вследствие наступления рискового события;

6) принятие решения об осуществлении или об отказе от противорисковых мероприятий;

7) сопоставление вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению для следующего по важности риска.

В последние десятилетия все большее распространений получает система риск-менеджмента.

Риск-менеджмент – процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата деятельности организации и ее подразделений и минимизацию возможных потерь. Его основа – организация работы по снижению степени риска, искусства получения и увеличения дохода в условиях неопределенности.

Одним из основных факторов при управлении риском является информация. Владеет рынком тот, кто владеет информацией. Наличие необходимой информации позволит свести к минимуму вероятность потерь и по возможности увеличить доход. В каждой организации должны быть перечни мероприятий по снижению риска.

Риск-менеджмент является специальной формой предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры.

Основные приемы риск-менеджмента в управленческих решениях:

– избежание риска – уклонения от мероприятия, связанного с риском;

– удержание риска – оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

– передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;

– снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема;

– диверсификация деятельности организации с обеспечением отрицательной корреляции доходности и рентабельности части реализуемых решений;

– самострахование – образование на предприятии специального резервного фонда и обеспечение возможности покрытия убытков за счет части собственных оборотных средств;

– хеджирование – создание встречных коммерческих, кредитных, валютных и иных требований и обязательств;

– лимитирование – установление предельных сумм расходов, продаж, кредита;

– различные формы и виды страхования, в том числе страхование и перестрахование ответственности;

– получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;

– поиск партнеров, с которыми можно разделить риск, а следовательно, и часть выигрыша в случае благополучного исхода;

– использование внешних консультантов (экспертов) для оценки степени риска;

– ориентация на устойчивый рынок потребителей конкретной продукции или услуг и др.

Для компенсации возможных потерь, связанных с действием факторов риска, организации создают специальные целевые фонды. Одна из целевых функций данного фонда – формирование системы поощрения деятельности, связанной с риском.

Следует отметить, что готовность руководителя к риску обусловлена не только объективными обстоятельствами, в том числе наличием страховых резервов, но очень во многом и его личными качествами. Необходимо создавать вокруг инициативных, предприимчивых руководителей соответствующее общественное мнение.

Страхование рисков управленческих решений включает следующие его виды.

Страхование профессионального персонала – защита экономических интересов организации от потенциальных причинителей вреда (специалистов). Страхование профессионализма персонала предусматривает возмещение возможных убытков организации вследствие ухода из организации специалиста, а вместе с ним и потери необходимых связей и т.п. Объектом страхования выступает конкретный специалист организации. Страхование профессионализма включает две составляющие:

1) страхование интеллектуальной собственности, созданной специалистом как части нематериальных активов;

2) страхование пребывания специалиста в должности.

Страхование профессионализма это новая отрасль страхования. Главная его трудность – определение цены конкретного работника.

Методика страхования ответственности включает следующие этапы:

– определение перечня элементов, составляющих профессионализм какого-либо работника;

– составление списка заинтересованных в данном профессионализме лиц;

– оценка стоимости профессионализма;

– определение страховщиков и страхователей;

– составление схемы страхования профессионализма (страховщика и страхователей).

Базой для страховых взносов является стоимость профессиональных работников. Руководство должно найти страховщика, который за страховой взнос застраховало бы возможные риски. Если сумма взноса будет большой, то необходимо привлечь плательщикам других лиц.

Страхование организационных рисков. К ним относятся:

1) но структуре управления: несоответствие фундаментальной схемы управления организацией структуре управления; разделение функциональных обязанностей работника, уничтожение информационной системы;

2) по механизму управления: общая несогласованность решений, систематическое нарушение руководящими работниками законов и принципов управления; выполнение функций работниками, не имеющими соответствующими подготовки.

3) по процессу управления: ошибочно принятое важное решение; использование несертифицированного программного продукта; нахождение подслушивающих устройств в помещение организации; взлом паролей в программном обеспечении.

Страхование организационных рисков может проводиться вместо страхования производственных и финансовых рисков или в дополнение к ним.

Условие этого вида страхования предусматривает установление временной границы (обычно 5 суток), после которой страхователь получает право на страховое возмещение. Подлежащий возмещению ущерб включает три части:

– расходы, произведенные за время остановки производства;

– неполученная (упущенная) прибыль;

– дополнительные затраты по сокращению ущерба.

Не возмещается дополнительный ущерб, вызванный:

– изменением первоначального проекта устранения простоя;

– запрещение властями проведения восстановительных работ;

– недостатком единого страхования ресурсов для устранения простоя.

В международной практике ставка по страхованию по переработке в производстве равна 1,5% от тарифа по страхованию имущества предпринимателя.

Ущерб от организационных рисков зависит от организационного единства системы правительства и управления. Организационные риски приводят к операционным и стратегическим потерям в деятельности организации.

Организационные риски являются основной причиной производственных и финансовых рисков. По мере нарастания организационных рисков увеличиваются и коммерческие риски, и возрастает страховая сумма за конечные страховые выплаты.

Таким образом, чем раньше по управлению можно выявить застрахованные и компенсируемые ошибки или случайные ситуации, тем меньше ущерба они принесут организации. Страховка дешевле, чем страхование возможного брака конечной продукции.

Застрахованы могут быть все формы собственности: процессы, структура, техника управления, система управления организацией. Выявление страховых случаев происходит с помощью стандартов в элементарных системах управления и типовых формул отчетности.