Методы разработки управленческих решений

Методы разработки решения – это способы выполнения необходимых операций. Эти методы можно классифицировать по следующим группам: методы распознавания, анализа, оценки, измерения, расчетов, моделирования, выбора, представления. Особую группу составляют методы информационной работы: методы поиска информации, передачи, агрегации, структурирования, обработки, сохранения, распределения.

Разработка управленческих решений включает использование и организационных методов его реализации. Это методы функционального распределения обязанностей, ответственности, методы нормирования, инструктирования, консультаций, методы контроля и мониторинга, мотивации. Следует помнить, что решение – это не только вариант действий или формула делового поведения, это сама деятельность по разрешению поставленной проблемы.

Всю совокупность методов также можно разделить на методы индивидуальной и групповой (коллегиальной, коллективной) работы (схема 6.4).

С другой стороны, методы разработки управленческих решений можно разделить на группы методов интеллектуальной и социально-организационной деятельности.

Схема 6.4. Методы разработки и реализации управленческих решений

На этой основе можно построить матрицу методов разработки управленческих решений, которая служит упорядочению знаний в этой области, а также помогает делать рациональный выбор методов, что способствует эффективности технологического процесса менеджмента и качеству управленческих решений.

Методы интеллектуальной деятельности в индивидуальном варианте ее реализации включают методы анализа, обработки информации, расчетов, оценки, выбора, моделирования, графические методы.

При интеллектуально-коллективной работе чаще всего используются методы "дельфи", мозгового штурма, обсуждения, обработки мнений, инновационной игры, конференции, постановки проблем. Эти методы напоминают индивидуальную работу, но реализуются в варианте организации групповой интеллектуальной деятельности. Они тоже содержат и анализ, и обработку информации, но проводится все это специальной группой.

К методам социально-организационной работы, которую проводит менеджер, относятся методы подбора исполнителей, убеждения, мотивации, разъяснения (конкретизации, инструктирования), контроля, установления обязанностей, корректировки.

Социально-организационная работа группы включает методы установления коммуникаций (представления информации), мотивации, взаимодействия, интеграции деятельности, контроля, ответственности, обязанностей.

Конечно, такое разделение методов разработки управленческого решения имеет до определенной степени условный характер, но его положительным свойством является то, что оно показывает разнообразие методов, потребность и возможность их выбора, необходимость комбинации для получения высокого качества управленческого решения.