Методы расчета показателей

Методы расчета показателей зависят от тина показателей. Существует несколько видов показателей:

• абсолютные (измеряются в натуральных или стоимостных единицах). Например, результаты, затраты, оборот. Эти показатели обладают недостаточной информативностью и требуют для сравнения каких-либо данных, например, о деятельности конкурентов или показателях прошлых периодов;

• относительные. Эти показатели используются в сравнении с другими, но и сами являются информативными. Относительные показатели — это коэффициенты — частичные величины по отношению к совокупной величине. Например, относительным показателем является доля идеально выполненных заказов (совершенный заказ):

• расчетные числа — это соотношения величин разных уровней. Например, результативность каждого сотрудника:

• индексные величины — это показатели изменений, происходящих с течением времени. С помощью индексов можно сравнивать между собой рост показателей (увеличение транспортных расходов с общим ростом логистических затрат или с общим повышением цен). Например, индекс роста закупочных затрат:

Выбор стандарта KPI

Выбрав показатели для оценки логистики, необходимо определить стандарты (целевые значения) для каждого показателя. "Показатели деятельности не интересуют нас сами по себе, а только служат инструментом, помогающим менеджерам принимать решения, касающиеся цепи поставок"[1]. Поэтому выбор стандарта зависит от целей управления.

Для определения целевых значений показателей могут быть использованы:

• текущие значения показателей или данные прошедших периодов;

• результаты бенчмаркинговых исследований (внутрифирменных и межфирменных);

• результаты опроса потребителей, сотрудников с применением метода экспертных оценок.

Вопросы практики

[2]

Международный совет по цепям поставок, рекомендовавший SCOR-модель, признанную на сегодняшний день в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании, контроллинге и в целом в управлении цепями поставок, предложил показатели функционирования первого уровня модели, т.е. измерители, обобщающие ряд логистических процессов. Эти показатели представлены в табл. 9.11.

Таблица 9.11. Параметры функционирования цепи поставок и показатели первого уровня SCOR -модели

Атрибут функционирования логистики

Определение атрибутов функционирования

KPI (основные)

1.Надежиость доставки в цепи поставок

Функционирование центра продаж при доставке: правильный продукт — в нужное место — в заданное время — в требуемом состоянии и упаковке — заданного качества и количества — с правильно оформленными документами

Выполнение графиков доставки

Коэффициент удовлетворенности клиентов

Удовлетворение клиента с позиций "совершенного" заказа

2. Быстрота реакции в цени поставок

Скорость, с которой логистика доставляет товары потребителям

Время исполнения заказа

Длительность отдельных логистических циклов

3. Производительность/ ресурсоотдача логистической инфраструктуры

Способность элементов транспортной, складской и информационной инфраструктуры логистики обеспечивать потребности клиентов и конкурентные преимущества

Производительность складского подъемно-транспортного и технологического оборудования

Производительность транспортных средств

Производительность/пропускная способность информационной системы

4. Затраты в цепи поставок

Затраты, связанные с логистическими операциями в цепи поставок

Общие затраты в объеме продаж

Общие затраты на управление цепью поставок

Ресурсоотдача с позиции добавленной стоимости

Затраты на управление возвратами/отходами

5. Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок

Эффективность логистики в управлении активами для удовлетворения спроса. Включает в себя управление основным (вложенным в логистическую инфраструктуру) и оборотным капиталом

Время цикла оборота денежных средств

Запасы в днях поставки

Количество оборотов активов

В целях позиционирования цени поставок в конкурентной бизнес-среде и осуществления стратегического контроллинга логистических бизнес-процессов БСОИ-комитетом Совета по цепям поставок для показателей, приведенных в табл. 9.10, была разработана стратегическая карта разрывов. Она представлена на рис. 9.4.

По результатам сравнения определяются разрывы КРІ, которые служат основой принятия стратегических решений по улучшению логистики в цепи поставок.