Методы психологии бизнеса

Самоопределение любой отрасли психологии идет путем развития ее предмета и методологии, т.е. принципов и методов исследований.

Методология психологии бизнеса развивается на общих принципах психологии, таких как принцип детерминизма, развития, историзма, системности, единства сознания и деятельности и общения, индивидуальности. Особую роль играет методология практической социальной психологии[1].

Кроме того, психология бизнеса может опираться на принципы, разработанные в русле смежных научных областей: управления, экономики, социологии и др. Например, при изучении психологических аспектов управленческой деятельности, особенностей принятия решений в организации могут быть актуальны принципы, подходы, парадигмы, разработанные в русле менеджмента. Менеджмент основан на логической схеме управленческой деятельности, в которой цели согласованы со средствами и способами их достижения. В психологии бизнеса и теории управления используются близкие подходы, такие как системный, программно-целевой, проектный. Даже маркетинговый подход, который был прерогативой собственно менеджмента, все в большей степени находит применение в психологии бизнеса, о чем свидетельствует развитие исследований в области потребительского поведения. По сути, психология бизнеса и менеджмент решают общую проблему: как применить поведенческий подход к пониманию управления бизнесом.

Методы психологии бизнеса очень разнообразны, включая количественные и качественные исследования. Количественные исследования основаны на номотетическом подходе, который ориентирован на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности. Качественные – на идиографическом подходе, предполагающем описание личности как особой уникальной целостности, продолжающий традиции понимающей психологии. И те и другие нашли применение в психологии бизнеса. Например, в исследовании личности предпринимателей и бизнесменов применяются количественные процедуры, опросные методики, тесты, а также качественные методы (неструктурированное глубинное интервью, репертуарные решетки).

Можно выделить следующие группы методов психологии бизнеса: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные (включая коучинг). К основным диагностическим методам относятся наблюдение, тестирование, опрос, интервью, анкетирование, анализ документов, контент-анализ и многие другие.

Рассмотрим методы, отметив специфику их использования в психологии бизнеса.

Наблюдение – один из основных методов психологии бизнеса. Он используется в исследованиях для выявления фактов поведения, отношения и т.п. Например, при изучении специфики деятельности и личности предпринимателей, и т.д. Но также как сопровождение практической работы психолога, для оценки уровня подготовленности сотрудников, их реакции на нововведения в организации и т.п. Например, при обучении персонала работе с клиентами используют процедуру включенного или стороннего наблюдения ("тайный покупатель"),

В психологии бизнеса используются все виды наблюдения:

• открытое, когда человек знает о том, что за ним ведется наблюдение и понимает, какие стороны его поведения фиксирует наблюдатель;

• закрытое, когда факт наблюдения скрыт от субъекта;

• включенное, когда исследователь становится участником исследуемой группы или события, но при этом субъект не знает, что за ним ведется наблюдение;

• стороннее, когда исследователь наблюдает за действиями субъекта или группы со стороны, не включаясь в ситуацию.

Его достоинствами является возможность изучать явление в естественных условиях, не вмешиваться в происходящее и не влиять на него. Недостатки этого метода связаны с влиянием личности, настроения, состояния, симпатий или антипатий наблюдателя на результаты наблюдения (гало-эффект). Кроме того, психолог должен быть очень внимателен, поскольку ситуация уникальна, ее нельзя повторить.

Наблюдение, несмотря на свою кажущуюся простоту, требует тщательной подготовки. Этот метод представляет собой целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов. Поэтому необходима разработка программы наблюдения, в которой учитывают условия работы, определенные параметры и т.д.

При подготовке к проведению наблюдения необходимо следовать ряду требований, к которым относятся.

• целенаправленность, концептуальность, т.е. четкое понимание цели наблюдения, наличие программы и перечня фиксируемых параметров, наличие концепции;

• объективность – использование процедур для снижения субъективного влияния наблюдателя (технические средства фиксации наблюдаемых параметров, увеличение числа наблюдателей);

• требования к поведению наблюдателя, его интерпретации, например отделение фактов от субъективной интерпретации, интерпретации после получения фактов.

В психологии бизнеса применяются различные виды наблюдения. Чаще всего это внешнее выборочное наблюдение. Психолог собирает предварительную информацию об особенностях поведения сотрудников, отношениях их между собой, стиле руководства и т.д. Но применяется и включенное наблюдение, например для оценки результатов обучения персонала, при подготовке изменений в организации и т.д.

Экспериментальный метод, в основе которого лежит моделирование ситуаций. В психологии он направлен на исследование выявления причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. На методологию психологии бизнеса оказали большое влияние эксперименты, проводимые в социальной психологии, социологии, психологии управления. Стали уже классическими эксперименты Ф. Олпорта, А. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, А. Тэшфела, Э. Мэйо и других известных ученых, в которых были выявлены важнейшие закономерности поведения человека, его деятельности под влиянием социально-психологических факторов, а также поставлены вопросы для практиков, решающих конкретные проблемы управления людьми на производстве и в организациях. Так, например, Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и его коллег показал, что в тех организациях, которые эффективно работают, производительность труда зависит в большей степени от социально-психологических, чем физических факторов. Тем самым были выявлены влияния человеческих отношений в производственных организациях на деятельность людей. Виды эксперимента подразделяются на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях, где моделируется реальная ситуация. При этом испытуемый сознательно участвует в таких экспериментах. Естественный эксперимент проводится в условиях максимально приближенных к реальности, при этом испытуемые могут не осознавать участия в эксперименте.

В психологии бизнеса используется, как правило, естественный, полевой эксперимент. Отдельные примеры применения экспериментальных процедур лабораторного плана можно найти при изучении особенностей самоопрезентации, влияния рекламы или бренда на личность респондента, маркетинговых исследованиях.

Этот метод считается в психологии основным, поскольку позволяет получать наиболее объективные данные, изучать явление в чистом виде, повторять изучаемое событие, произвольно регулировать независимые переменные.

В то же время надо учитывать и возможные ограничения этого метода. Для психологии бизнеса наиболее важна проблема экологической валидности, т.е. соответствия полученных в эксперименте данных реальности. Также возможна проблема влияния экспериментатора на результат обработки и интерпретации данных. Поэтому необходимо соблюдать ряд требований к осуществлению эксперимента, которые хорошо разработаны в рамках экспериментальной психологии.

Отметим основные требования к проведению экспериментальных процедур в психологии бизнеса:

• контроль условий эксперимента и ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;

• добровольность участия испытуемых в эксперименте;

• проведение замеров в экспериментальной и контрольной группах;

• использование технических средств фиксации результатов;

• тщательный подбор выборки, т.е. репрезентативность выборки;

• тщательная разработка программы эксперимента;

• статистическая проверка на достоверность результатов.

В психологии бизнеса экспериментальные процедуры используются в целях получения более объективной информации о возможных последствиях предпринятых действий, например проводимых изменений в организации, управлении проектами, внедрении программ адаптации, оценки, обучения персонала. Также они применяются при выявлении проблем, например, связанных с особенностями управленческих решений, систем коммуникаций в организации и т.д.

Тестирование – стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы. Этот метод получил широкое распространение в прикладной психологии благодаря своим явным достоинствам. Тесты четко стандартизированы, просты в применении, позволяют получить за сравнительно небольшой промежуток времени конкретные данные о человеке. Кроме того, тесты обладают достаточно высокой надежностью и объективностью.

В психологии существует большая разновидность тестов. Выделяют тесты различных видов: обучающие, проективные, диагностические, ситуационные и т.д. Ситуационные тесты по своей сути приближаются к естественным экспериментам. Например, когда испытуемый включается в определенную ситуацию, в которой фиксируются конкретные параметры его поведения.

Несмотря на достоинства этого метода, важно учитывать, что у него тоже есть свои ограничения, такие как потеря индивидуального подхода, усреднение человека, подгонка его под среднестатистические нормы, опасность случайных ошибок.

Поэтому необходимо следовать ряду требований к тестированию:

• анонимность и конфиденциальность исследования;

• использование теста по назначению, т.е. в соответствии с теоретической моделью психического явления или ситуации, которую он должен диагностировать;

• контроль условий проведения теста (время, место), состояния испытуемого;

• наличие четкой инструкции, стандартных бланков, необходимого оборудования.

В психологии бизнеса применяются самые разнообразные тесты, которые мы объединяем в несколько групп.

Тесты первой группы направлены на диагностику личностных качеств бизнесмена, выявление качеств, способствующих выполнению ролевого репертуара, например качества позволяющих завести свое дело, быть лидером и руководителем, выстраивать деловые перспективы, проводить переговоры, приумножать материальные ресурсы, ценить свое здоровье и время и т.д. Эти тесты широко представлены на сайтах Интернета, поскольку находят спрос у многих как начинающих, так и опытных бизнесменов. Они используются в качестве диагностических (а возможно, и развивающих) процедур в консультировании и коучинге.

Тесты второй группы направлены на выявление уровня профессиональной подготовки и качеств специалистов при приеме на работу и отборе, применяются в компаниях и кадровых агентствах. В этих случаях психология бизнеса использует прежде всего арсенал психологических тестов: интеллектуальные тесты (Г. Айзенка и т.п.), личностные тесты (Т. Лири, Д. Кеттела и т.п.). Кроме того, применяются тесты, разработанные для диагностики профессиональных качеств специалиста, например умения работать с информацией, грамотно составлять документы, наблюдать за партнерами переговоров и т.д.

Тесты третьей группы проводятся в рамках прикладных исследований в области психологии рекламы, потребительского поведения, в так называемых сферах нематериальных услуг и консалтинга. Например, влияние рекламы, организации пространства в магазине, бренда на решение потребителя о покупке, а также влияние личностных качеств потребителя на его поведение на рынке товаров и услуг.

Также можно выделить группу тестов, направленных на исследование организаций (организационная культура, структура, отношения и т.п.). Но в этой сфере большее применение нашли опросные методы.

Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа) являются, пожалуй, самыми распространенными в психологии бизнеса. Они позволяют проводить обширные исследования, получать большое количество статистически значимой информации. Без этих методов невозможно проведение маркетинговых исследований, оценки качества работы, выявление отношения к организации, компании и т.д.

Возможными негативными сторонами этих методов может быть субъективизм или формализм в ответах респондентов. Поэтому существуют требования к построению вопросов, проведению анкетирования и интервью.

Например, наиболее распространенные требования к построению вопросов – это:

• использование различных категорий вопросов: сущностных (что человек знает об изучаемом предмете или субъекте), информационных (какие источники информации использует), отношенческих (какое отношение, мнение вызывает изучаемый предмет, субъект);

• четкие, понятные и короткие формулировки, предполагающие конкретные ответы;

• нежелательность социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;

• недопустимость внушающих, неэтичных или категоричных вопросов;

• выбор адекватных видов вопросов (закрытые – открытые, прямые – косвенные и т.д.).

В психологии бизнеса опросы (устные и письменные) получили широкое распространение. Без них не проводится практически ни одно внедрение изменений. Они применяются в проектной деятельности, исследованиях рынка и потребления, рекламе и подготовке переговоров и т.д.

Методы анализа документов и результатов деятельности занимают особое место в психологических исследованиях бизнеса. Это связано с решением ряда задач психологии бизнеса как науки, в частности следующих: оценка эффективности бизнес-деятельности, анализ и оптимизация взаимодействия бизнеса и общества, изучение результатов делового взаимодействия и повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса. Ни одна из них не может быть решена без использования объективных показателей. Например, для оценки деловой активности бизнесмена недостаточно его субъективных представлений об ее уровне и динамике. Важно оценить реальные масштабы бизнеса, его место на рынке и динамику доходов в сравнении со средними показателями в отрасли и регионе.

Соответственно в исследованиях организационного аспекта бизнеса необходимая для анализа объективная информация может содержаться в должностных инструкциях, документах, регламентирующих кадровую политику организации, представляющих ее миссию и стратегии взаимодействия с деловыми партнерами, этический кодекс и другие компоненты организационной культуры и т.д. Документы, отражающие текучесть персонала, уровень и структуру материального и нематериального стимулирования труда, а также квалификационные и социально-демографические характеристики работников – все это является важным материалом для исследователя организационно-психологических феноменов.

Для изучения имиджа субъектов бизнеса полезными фактическими данными могут стать сведения о истории создания фирмы, а также факты из биографии персоналий. Важную роль играют публикации в СМИ, посвященные организации и ее руководителям, и, разумеется, информация о них, циркулирующая в Интернете. Таким образом, для психологических исследований бизнеса важны не только объективные характеристики деятельности, но и их отражение в сознании представителей различных групп: работников организации, партнеров, потребителей, широкой общественности.

В последнее время в психологии бизнеса все чаще используются методы компьютерного моделирования. Их направленность весьма разнообразна. Например, они используются для изучения принятия решения – в этом случае моделируется определенная бизнес-ситуация: ее условия, роли взаимодействующих партнеров и т.д. Другое направление подобных методов – оценка некоторых личностных характеристик сотрудников организации, например социальной компетентности, эмоционального интеллекта и т.д. В этом случае моделируется проблемная ситуация профессиональной деятельности и взаимодействия и оцениваются эмоциональные реакции сотрудника и выбор им определенной модели поведения. В современной науке имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей. Например, разработаны модели механизмов процессов социальной мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов коллективно-группового уровня и др. Однако сдерживает дальнейшее развитие метода моделирования существенный разрыв между динамичной многофакторной детерминацией реальных психологических процессов и ограниченным набором этих факторов в статичных математических моделях.

Еще одним видом методов, позволяющим изучать психологические процессы в ходе бизнес-деятельности, являются игровые методы. Деловой или имитационной называют игру, которая позволяет имитировать (моделировать) бизнес-ситуацию, воспроизводя ее основные элементы и их функционирование во времени, в том числе различные формы взаимодействия субъектов бизнеса. Такие игры позволяют выявить основные особенности различных бизнес-процессов и оценить эффективность различных стратегий согласования интересов их участников. Деловые игры по своему функциональному назначению подразделяются на три вида: учебные, в ходе которых отрабатываются навыки взаимодействия и оптимальные стратегии поведения; производственные, применяющиеся для решения практических проблем деятельности бизнес-организаций; исследовательские, выполняющие диагностическую функцию. Репрезентационные игры (их появление связано с именами Г. П. Щедровицкого, А. А. Зиновьева, М. К. Мамардашвили, Б. А. Грушина) направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, а также позволяют получить данные для психологических исследований. Посредством этого вида игр получают следующие результаты: идеи решения сложных (слабоструктурированных) проблем; консолидацию группы руководителей, ориентированных на реализацию разработанных в процессе игры программ; освоение участниками новых эффективных методов принятия решений. При проведении репрезентационных игр используется ряд техник, к числу которых можно отнести распредмечивание, проблематизацию, целеполагание, самоопределение, рефлексию, схематизацию, позиционный анализ. Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и с динамикой группообразования[2].