Методы психологии

Специфика человека как системы с рефлексией (по Μ. Л. Розову, 1977) при проведении исследования предъявляет определенные требования к методам психологии и накладывает на них ряд ограничений.

Во-первых, важной особенностью психологических исследований является их реконструктивный характер. Психику нельзя наблюдать непосредственно (как, впрочем, и явления многих других наук, например физические поля, Вселенную, гены и т.д.). Попросту говоря, психика – невидима. Отсюда приобретает критическую значимость создание адекватных косвенных процедур исследования, на основании которых возможно построение реконструкций ненаблюдаемых прямо явлений. Например, для изучения мотивационных доминант личности был разработан проективный метод, согласно которому считается, что интерпретируя неоднозначный материал, человек раскрывает ("проецирует" на него) свои стремления, желания, потребности, способы выхода из конфликтов и т.д., даже если сам не осознает их.

Во-вторых, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом самосозидания, в любой момент своей жизни он способен измениться (т.е. изменить себя), стать другим. Человек может сам целенаправленно не только развивать свои познавательные и регулятивные психические функции (память, творческое мышление, управление течением эмоциональных состояний и т.п.), но и совершенствоваться как личность (повысить уверенность в своих способностях, перестроить иерархию мотивов, выработать отсутствующую ранее черту характера). Отметим и еще одно обстоятельство. На определенном этапе своего развития психология превращается в конструктивную науку, использующую свои достижения не только для объяснения, но и для созидания новой психологической реальности. В этой связи уместно вспомнить идею "производства и воспроизводства" специфически человеческой формы психики основателя культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и его последователей (нс случайно одна из книг известнейшего отечественного психолога

А. Р. Лурия в английском варианте называется "The making of mind" – "Создание психики"), а также концепцию знаменитого зарубежного ученого, представителя когнитивного направления Г. Саймона, относившего психологию к наукам "об искусственном". Сошлемся и на утверждение А. Г. Асмолова о том, что "в настоящее время происходит становление аксиологической психологии, которая задает проект будущего развития человека и культуры". Поэтому для психолога крайне важно всегда помнить о культурно-исторической сущности психики человека и учитывать (а может быть, проектировать?) направления ее преобразования в системе координат социальных изменений и массового внедрения различных техник психологического воздействия. Отсюда следует парадоксальный вывод о том, что невозможно выносить суждения о свойствах и закономерностях человеческой психики "раз и навсегда". Скорее уместно говорить о направлении развития психики, о возможных путях ее преобразования. По существу, речь идет о психологическом варианте теории относительности.

В-третьих, человек как объект исследования способен ставить перед собой цели, отличные от тех, которые предписываются ему экспериментальной процедурой, порождать "свое видение экспериментальной ситуации" и действовать адекватно ему, а не внешним требованиям. Такие "неконтролируемые факторы" затрудняют унификацию процедуры эксперимента, а их значимость возрастает при усложнении исследовательских задач. Испытуемый может стараться понравиться экспериментатору или, наоборот, намеренно делать все наперекор ему; может ориентироваться в своем поведении на то, как, по его мнению, "правильно" вести себя во время психологического опыта (феномен "социальной желательности"), а может и вовсе начать со своей стороны изучать самого исследователя. В целом это обстоятельство можно определить как активность испытуемого в ходе исследования.

По словам С. Л. Рубинштейна, метод – это путь познания; способ, посредством которого познается предмет науки. Следует различать собственно метод как общий, сформулированный на основании теоретических представлений об изучаемом явлении, "сознательно применяемый способ решения исследовательской задачи" (Е. В. Ушаков) и частные методики и техники проведения исследования. Каждый исследовательский метод на практике реализуется в целом "веере" методик, приспособленных для решения конкретных задач. Далее приведены основные методы психологии.

Научное наблюдение – это целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений в определенной ситуации. Чрезвычайно важными для научного наблюдения являются требования объективности (возможность повторения и контроля) и однозначности кодирования результатов наблюдения. Иными словами, при проведении наблюдения следует максимально дистанцироваться от интерпретации воспринимаемого в свете исследовательской гипотезы. Иначе случается, что психоаналитик последователь З. Фрейда сообщает о том, что наблюдает "оральную фиксацию", приверженец теории А. Адлера – "комплекс вины и самонаказание", социальный психолог – "скованность в общении", в то время как бесстрастная видеопленка фиксирует всего лишь тот факт, что человек выкуривает несколько сигарет подряд.

Наблюдение подразделяют на открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают) и скрытое (когда испытуемый не знает о наблюдении); включенное (когда исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым) и стороннее; естественное (когда за человеком наблюдают в обычных для него условиях) и лабораторное (когда среда, в которой действует человек, специально организована наблюдателем); периодическое и однократное.

В литературе традиционно обсуждают метод самонаблюдения как особый тин наблюдения, отличный от интроспекции (метода, использовавшегося при зарождении психологии как самостоятельной науки – подробнее см. подпараграф 2.2.1) и заключающийся в своеобразном смешении позиций испытуемого и исследователя: наблюдать за собой, как за другим.

Можно также выделить еще один дополнительный тип наблюдения – метанаблюдение (наблюдение за наблюдением). В этом случае объектом наблюдения становится сама деятельность наблюдателя. Метанаблюдение имеет долгую историю. В конце XVIII в. было установлено, что существуют индивидуальные различия в результатах астрономических наблюдений. В частности, разные астрономы по-разному фиксировали время прохождения звезды через меридиан. Это явление получило название "личного уравнения", т.е. признания факта влияния на результат наблюдения того, с какими научными ожиданиями и в каком физиологическом состоянии исследователь ведет наблюдение. Данные факторы ("эффекты наблюдателя") оказывают порой серьезное влияние на результаты наблюдения. Познавательная ценность метода наблюдения достаточно велика, однако с его помощью можно решить лишь задачу описания того или иного явления (нельзя объяснять, прогнозировать и контролировать). Наблюдение обычно является первым этапом в исследовательской работе.

Корреляционное исследование – это определение при помощи статистических приемов вероятности того, что две интересующие исследователя измеряемые величины изменяются согласованно, при этом подсчитывается коэффициент корреляции, который может варьировать в диапазоне от -1 до +1. В том случае, когда значение коэффициента корреляции стремится к+1, говорят о положительной корреляции между величинами (наблюдается согласованное однонаправленное изменение показателя А и показателя В). Например, успешность решения заданий теста "Прогрессивные матрицы" Дж. Равена обнаруживает высокую положительную корреляцию (0.7) с уровнем школьной успеваемости (Дружинин, 1999). Это означает, что на основании знания о результатах прохождения данного теста можно с вероятностью примерно 70% спрогнозировать школьные успехи ученика. В том случае, когда значение коэффициента корреляции стремится к -1, говорят об отрицательной корреляции между величинами (в то время как показатель А увеличивается, показатель В уменьшается). Например, была выявлена высокая отрицательная корреляция (-0.67) между уровнем религиозности и годовым доходом (Delamontagne, 2010). Другими словами, богатый человек маловероятно будет являться религиозным. Если значение коэффициента корреляции близко к нулю, можно считать, что явной связи между величинами не обнаруживается.

Продуктивность корреляционных исследований заключается в возможности не только описания, но и прогнозирования динамики явлений. Так, если в исследовании установлена высокая положительная корреляция между уровнем интеллектуального развития человека в разных возрастах, мы можем с высокой вероятностью прогнозировать, что интеллектуально одаренный ребенок вырастет в интеллектуально эффективного взрослого. Вместе с тем обнаружение корреляционной связи не дает возможности делать заключение о причинно-следственных отношениях. Игнорирование данного ограничения часто приводит к приписыванию ошибочной причинности. Например, корреляционное исследование дает высокий отрицательный коэффициент корреляции между курением и заболеваемостью корью (курящий человек редко заболевает этой болезнью). Казалось бы, можно сделать вывод о том, что вредная во всех отношениях привычка (курение) имеет хотя бы один положительный эффект – предохраняет от неприятной болезни. Однако на самом деле причина связи заключается совсем в другом. Корь – это преимущественно детская болезнь, а курильщики – люди взрослые. Таким образом, именно возраст является гой скрытой от исследователя переменной, которая объясняет полученный парадоксальный результат.

Экспериментальный метод наиболее полно охватывает все задачи научного познания. Эксперимент – это научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимой переменной (величины, которую экспериментатор может изменять в рамках исследовательской процедуры) на зависимую переменную (величину, которая, согласно гипотезе подвержена влиянию этих изменений). Кратко эксперимент можно определить как формальное испытание с целью проверки гипотезы в контролируемых условиях.

Проведение эксперимента включает в себя ряд стадий. На первой стадии необходимо сформировать несколько групп испытуемых, которые подобны во всем, кроме меняющегося условия. На второй стадии исследователь варьирует условие (независимую переменную), которое согласно его гипотезе влияет на реакции представителей экспериментальных групп (зависимые переменные). При этом в одной из групп данное условие должно быть оставлено без изменений (контрольная группа). На третьей стадии фиксируются и сравниваются изменения реакций в экспериментальных и контрольной группах.

При применении экспериментального метода существует риск влияния ожиданий как самого экспериментатора, так и испытуемых на исход опыта. Широко известен эффект плацебо, когда знание того, что имеет место экспериментальное воздействие, само по себе меняет степень выраженности зависимой переменной (например, показано, что впрыскивание больному солевого раствора из ампулы с надписью "морфий" вызывает обезболивающий эффект, сопоставимый с действием настоящего препарата). Для того, чтобы избежать вмешательства подобных внешних переменных используется процедура двойного слепого эксперимента, при которой ни испытуемый, ни экспериментатор не осведомлены о том, в какую группу – экспериментальную или контрольную – включен испытуемый, а отсутствие воздействия в контрольной группе маскируется некоторым "псевдо-воздействием".

Эксперимент может быть естественным, полевым или лабораторным; констатирующим (выявляющим уже сложившиеся структуры) или формирующим (предполагающим целенаправленное воздействие на испытуемого в целях выработки у него определенных качеств).

При проведении констатирующего эксперимента исследователь, осуществляя определенные воздействия на испытуемого, пытается выявить характеристики уже сложившихся психических функций. Например, вызывая у испытуемого различную мотивацию (соревновательную или познавательную), анализирует изменения в продуктивности решения мыслительных задач. Принципиально по-иному устроен экспериментально-генетический метод, методологические основания которого были разработаны Л. С. Выготским. В данном случае в центр рассмотрения ставится процесс развития (качественного изменения) психических явлений в фило-, антропо-, онто- и актуалгенезе. Причем, поскольку предложенный метод является экспериментальным, его суть заключается не просто в наблюдении развития, а в активной провокации этого развития. "Применяемый нами метод может быть назван методом экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития", писал Выготский (Выготский, 1983, т. 3, с. 95).

Почему же констатирующей стратегии проведения эксперимента недостаточно для адекватного понимания сущности психических явлений? Дело в том, что развитые формы психического автоматизированы, сокращены и свернуты, что делает очень затруднительным их исследование. Причем явления, кажущиеся наблюдателю идентичными, по сути могут значительно различаться (см. параграф 1.2). Например, непроизвольное (и для самого человека, и для наблюдателя) внимание может в одном случае быть результатом воздействия интенсивного по физическим свойствам стимула (удар грома), а в другом случае, отражать профессиональные интересы (книга преподавателя, читающего лекционный курс). В обоих случаях некий объект буквально "приковывает" к себе человека, но суть стоящих за этим явлений окажется совершенно различной. Как справедливо указывает Н. Н. Вересов: Существенной чертой экспериментально-генетического метода является его направленность не на анализ внешних проявлений психических процессов, а на вскрытие в процессе исследования реальных каузально-динамических и генетических связей, определяющих эти внешние проявления... он позволяет экспериментально исследовать психические процессы таким образом, чтобы за их внешним (фенотипическим) сходством вскрывать различия в их психологической природе" (Вересов, 2011, с. 19–21).

Частным случаем констатирующего эксперимента является тест – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого дается оценка свойств того или иного психического процесса или особенностей личности. Существенной характеристикой метода тестов является наличие "норм", с которыми производится сличение полученных показателей. Например, в знаменитом тесте IQ (коэффициент интеллекта) оценка в 100 баллов соответствует результатам "среднего" человека, а значительное превышение или снижение тестовых показателей свидетельствует соответственно об одаренности или дефекте умственного развития. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными. Выделяется также особый тип проективных тестов (например, чернильные пятна Роршаха, цветовой тест Люшера, Тематический апперцепционный тест – см. гл. 4). В проективных тестах испытуемым предъявляется неопределенный Стимулъный материал и по тому, каким образом испытуемые структурируют и интерпретируют его ("На что похоже это пятно?"), делается вывод о неосознаваемых психологических тенденциях.

Моделирование также является важным экспериментальным методом в психологии. Модель представляет собой "овеществленную" психологическую концепцию или понятие (например, модели внимания в когнитивной психологии, см. гл. 6). При этом в модели абстрагируются одни параметры реальности (теоретически значимые) и игнорируются другие. Компонент моделирования является необходимой частью любого современного исследования. Однако если в некоторых направлениях модель является и источником постановки исследовательской задачи, и результатом исследования (когнитивная психология), то в других она, скорее, направляет научный поиск (например, какие процессы мы имеем в виду, говоря о мышлении?) и выполняет функцию установления отношений между понятиями, отражающими части психологической реальности (например, модель личности в теории 3. Фрейда, состоящая из трех инстанций: "Я", "Оно" и "Сверх-Я"; см. гл. 10).

Принципиально интервентный характер экспериментального исследования ставит ряд этических вопросов. Любой эксперимент – это вмешательство в жизнь испытуемого, которое потенциально может нанести ему вред. Поэтому очень важно соотносить возможную ценность полученных в результате исследования знаний и уважение к личности испытуемого. Кроме того, после завершения исследования психолог обязан проинформировать испытуемого об истинных целях и задачах эксперимента.

Необходимо отметить, что наблюдение, корреляционное исследование и эксперимент в реальной научной практике неразрывны. Наблюдение инициирует эксперимент и предшествует ему. В то же время наблюдение включено в качестве составной части в процедуру эксперимента. Так, например, в классическом эксперименте Т. Дембо, посвященном изучению гнева, от испытуемого требовали найти решение в принципе нерешаемой задачи (достать предмет, находящийся на значительном удалении от испытуемого, не выходя за пределы очерченного мелом круга) и наблюдали, как человек будет себя вести.

Промежуточное положение в классификации занимает ряд методов, в различной степени совмещающих в себе аспекты эксперимента и метода наблюдения. Сюда можно отнести психотехнические методы, метод беседы и психотерапевтические методы. Психотехнические методы и метод беседы при этом тяготеют к методам наблюдения, а психотерапевтические – к методу эксперимента.