Лекция 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

После изучения данной главы студент должен:

знать признаки отличия науки от других видов деятельности, а также специфику психологии по сравнению с другими науками;

уметь выбирать методы, соответствующие задачам психологического исследования;

владеть основными приемами проведения психологического исследования и некоторыми психодиагностическими методиками.

Роль методологии и методов в развитии психологических знаний

Возможности развития любой науки, точность, объективность и скорость получения новых научных фактов зависят не только от оригинальных гипотез и теоретических идей, но и, может быть, прежде всего от методов получения научных знаний. Выдающемуся русскому ученому, психофизиологу Ивану Петровичу Павлову (рис. 3.1) принадлежит мысль о том, что без хорошего научного метода талантливый ученый не сделает больших открытий в науке. Их намного чаще делает ученый со средними способностями, но вооруженный совершенными и эффективными научными методами.

Рис. 3.1. Выдающийся русский психофизиолог лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов (1849–1936)

Много десятилетий назад И. П. Павлов, получив Нобелевскую премию (1904) за открытия в области изучения кровообращения и пищеварения, изменил направление своих исследований и начал изучать нервную систему и мозг человека, так как его всегда интересовали психические явления. Советская власть с воодушевлением приняла идеи Павлова: лидерам коммунистической партии они казались наиболее приемлемыми для того, чтобы развивать материалистическую науку о психике. Однако сам Павлов на определенном этапе жизненного и творческого пути выступил с критикой коммунистической идеологии, провозгласившей важнейшей ценностью счастье простого человека, а на деле лишившей его духовной свободы, инициативы и выбора. Историки приводят многочисленные высказывания Павлова, сделанные им во времена СССР, которые характеризуют сто и как ученого, и как гражданина. Например, выступая в 1-м Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, Павлов сказал: "Мы живем в обществе, где государство – все, а человек – ничто, а такое общество не имеет будущего..."[1]

Умирая, Павлов диктовал свои ощущения ученикам, чтобы описать "состояние умирания" и момент наступления смерти. Такие ученые, как И. П. Павлов, заслуживают определения "великий". Именно они делают в науке настоящие открытия, и если их теории и модели со временем заменяются более точными или даже опровергаются, что отражает естественное движение научной мысли, то имена их остаются в памяти людей навечно. Эти яркие личности всегда будут являться примером для молодых исследователей, они будут вызывать уважение у образованных и культурных людей, независимо от их профессиональной принадлежности и взглядов.

За всю историю психологии разработано огромное количество методов и методик, которые позволили получить колоссальный объем эмпирической научной информации. Для краткого рассмотрения основных исследовательских методов психологии целесообразно выделить такие, как:

– эксперимент – лабораторный, естественный (полевой), формирующий;

– наблюдение, в том числе включенное, и самонаблюдение;

– психодиагностические методы – тесты, анкеты, опросники, беседы, интервью;

– биографические методы;

– анализ документов; контент-анализ и др.

Сегодня психологи используют также специальное оборудование для проведения эмпирических исследований (аппаратурные методы): тахистоскоп, элекгроэнцефалограф, кожно-гальванический регистратор, гомеостат, магнитно-резонансный томограф, позитронно-эмиссионный томограф (ПЭТ), eye-детектор, lie-детектор (полиграф) и многие другие[2] (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Различные аппаратурные методы для проведения психологических и психофизиологических исследований