Методы профилактики и разрешения политических конфликтов

Важное место в политической теории и практике занимает разработка технологий профилактики и разрешения политических конфликтов. Первые направлены на предотвращение или смягчение возможных конфликтных ситуаций, вторые – на конструктивное управление и преодоление возникших конфликтов.

Российские конфликтологи А. Я Анцупов, и А. И. Шипилов выделяют объективные, объективно-субъективные и социально-психологические условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов. Адаптируем их к сфере политики.

К объективным условиям профилактики конфликтов они относят.

1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Среди них выделяют: материальную обеспеченность семьи, условия работы родителей и обучения детей, возможность самореализации в профессиональной деятельности, взаимоотношения в социуме, здоровье человека, отношения в семье, наличие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроенный, несостоявшийся в коллективе и обществе человек более конфликтен при прочих равных условиях, чем индивид, у которого таких проблем нет.

2. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных конфликтных ситуаций. Практика работы с типичными проблемными ситуациями социального взаимодействия, приводящими к конфликтам, показывает, что их конструктивное разрешение можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие оппонентам отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт.

3. Справедливое и гласное распределение материальных благ.

Невыполнение этого условия является типичной объективной причиной возникновения конфликтов между людьми. А в нынешних условиях дефицита денег и других материальных благ (объективная основа для конфликтов) выступает усугубляющим фактором возникающих конфликтных ситуаций. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение духовных благ (поощрения, награды и т.п.). Если справедливо и гласно распределять материальные блага, то число и острота конфликтов заметно сокращается.

4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

Существует целый ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. К ним относят следующие факторы материальной среды: удобную планировку рабочих и жилых помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей, окраску помещений, наличие комнатных растений, отсутствие раздражающих шумов и т.д.

Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов.

1. Структурно-организационные условия связаны с оптимизацией как структуры политических и социальных институтов, так и структуры социальной группы в частности. Важным фактором уменьшения вероятности возникновения конфликтов между индивидами, социальными группами, институтами власти является адекватность структуры общественных связей.

2. Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между министерствами, ведомствами, комитетами (четкое разделение функциональных обязанностей, отсутствие их дублирования и т.п.). Это способствует предупреждению политических конфликтов в сфере властных отношений, которые могут привести к "параличу власти".

3. Личностно-функциональные условия связаны с профессиональным подбором, оценкой и расстановкой кадров. Максимальное соответствие профессиональных умений, навыков и личностных качеств чиновников требованиям занимаемой должности минимизирует предпосылки возникновения многих конфликтов в сфере политики.

4. Ситуативно-управленческие условия связаны с уровнем управленческой компетентности руководителя, что обычно проявляется в принятии руководителем оптимальных управленческих решений, в выборе и реализации эффективного стиля управления, в грамотной оценке результатов деятельности подчиненных и т.д.

Социально-психологические условия профилактики конфликтов связаны с позитивным диалогом власти и общества, свободой слова, выбора, с тактичным отношением чиновников к гражданам государства, рассмотрением их вопросов и оперативным реагированием на социальные проблемы.

Проблема разрешения конфликтов, управления, контроля, урегулирования конфликта, поведения в конфликтной ситуации является одной из наиболее трудных и одновременно требующих всестороннего изучения и поиска вариантов выхода из конфликтной ситуации.

Для разрешения конфликтов важно различать стили поведения в конфликтной ситуации. Р. Блейк и Дж. Мутон в 1964 г. впервые предложили концептуальную схему для классификации типов или стилей управления конфликтами на межличностном уровне: принуждение, уход, сглаживание, компромисс и разрешение проблем. В 1976 г. эта схема была несколько модернизирована К. Томасом.

Поведение сторон в условиях политического конфликта может следовать аналогичной логике поведения, основываясь на определенной специфике, связанной с внутриполитическим или межгосударственным уровнем протекания (рис. 15.2).

Рис. 15.2. Стили поведения в конфликтной ситуации

Поведение сторон в конфликтной ситуации может диктоваться либо стремлением реализовать собственные интересы любым путем (ориентация на себя), либо желанием сохранить отношения (ориентация на других).

Приспособление – отказ от удовлетворения своих интересов или отсутствие своих взглядов, следование в фарватере ведущей стороны (США – государства-сателлиты).

Избегание – уход от конфликта, одна из сторон отказывается замечать наличие конфликта. Такая стратегия может принести успех в ситуации малозначительности предмета спора и нежелания идти из-за этого на обострение отношений. Также использование ухода возможно в качестве выжидательной тактики, когда еще не имеется необходимых ресурсов для начала открытой конфронтации.

Соперничество – враждебные действия но отношению друг к другу, характеризуемые борьбой за власть или доминирование с применением или без такового насильственных методов ведения борьбы (война, переворот, митинг и т.п.).

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. Па основе таких компромиссов создаются партийные блоки, межгосударственные коалиции.

Сотрудничество – взаимовыгодные действия, которые совместно предпринимают стороны для разрядки сложившейся напряженности.

Российский ученый Μ. М. Лебедева отмечает существование двух альтернативных методов разрешения политических конфликтов – силового и мирного, первый способ подразумевает использование вооруженных сил, пример второго – переговоры (рис. 15.3). Μ. М. Лебедева предлагает следующую типологию путей разрешения противоречий в конфликте.

Рис. 15.3. Типология путей разрешения противоречий в конфликте

При этом сотрудничество нередко основывается на такой категории, как консенсус. Термин "консенсус" происходит от латинского слова consentio, которое означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус – это соглашение значительного большинства общества или государств относительно наиболее важных аспектов социально-политического или мирового порядка, выраженное в действиях.

При этом различают три объекта возможного соглашения.

1. Конечные цели (демократия, свобода, безопасность и т.д.), которые составляют структуру системы представлений (ценностный консенсус).

2. Правила игры или процедуры (процедурный консенсус).

3. Курс и направления внутренней или внешней политики (консенсус на уровне политики).

Первый уровень консенсуса – ценностный – является базовым, достижение его наиболее трудоемкий процесс, вместе с тем конфликты в данной сфере являются более принципиальными и взрывоопасными. Следующими по значимости выступают конфликты но поводу правил игры и в связи с осуществлением политики субъектами отношений.

Консенсус – универсальный принцип, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе и в международном политическом пространстве. Эффективность консенсуса зависит от заинтересованности сторон, степени участия в распределении ресурсов, уровня схожести политических культур.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений в обществе между различными группами, разрывом между богатыми и бедными, перераспределением властных ролей и статусов, включением новых государств в систему региональных и международных отношений и т.д.

Урегулирование конфликтов – широкий комплекс мероприятий, который предполагает:

• предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);

• устранение причин конфликтов и разрешение противоречий, вызвавших конфликт, включая методы диагностики и профилактики конфликтов;

• снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждый способ разрешения конфликтов обладает рядом достоинств, недостатков и ограничений. Политические конфликты имеют как общие, так и специфические черты, что обусловливает, с одной стороны, возможность применения общих схем разрешения, с другой – необходимость учитывать особенности каждого конфликта, конкретной ситуации, установок конфликтующих сторон для выбора того или иного способа завершения или предотвращения конфликта.

Выводы

1. Политический конфликт – это столкновение политических субъектов в связи с несовместимостью интересов или способов их достижения, неприятием целей и ценностей противоположной стороны, соперничеством, отсутствием взаимопонимания по различным вопросам. При этом политический конфликт может иметь как негативные последствия, так и способствовать совершенствованию и развитию отношений.

2. Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

3. Этнополитический конфликт – это конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

4. Урегулирование конфликтов предполагает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями; устранение причин конфликтов и разрешение противоречий, вызвавших конфликт, включая методы диагностики и профилактики конфликтов; снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Основные понятия: политический конфликт, политический кризис, этнополитический конфликт, типологии политических конфликтов и кризисов, структура политического конфликта, этапы развития политического конфликта, профилактика политических конфликтов, способы разрешения политических конфликтов, консенсус.