Методы и принципы культурологических исследований

Методы культурологических исследований изучает прикладная культурология. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры. К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, т.е. хронологическая последовательность их появления и существования1. Однако диахронический метод играет подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и прежде всего обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности с синхроническим. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой-либо одной страны.

Более универсальные возможности в этом смысле представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении Древнего Востока на первый план выступает массовое обожествление природных явлений: солнца, звезд, воды, животных и т.д. Тот же факт весьма оригинально проявляется в иную эпоху и у совсем другого народа - славян - и являет миру их уникальную языческую культуру. Однако в подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном (стадиональном) сравнении, когда обеспечивается возможность сравнивать различные объекты. Эволюционный метод появился вместе с зарождением культурологии и связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Этот метод позволяет рассматривать динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии. Исследование структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее элементами осуществляют при помощи структурного метода. Функциональный метод помогает исследовать функции данной культуры или ее формы. Данный подход интерпретирует каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод используется при изучении общих для всех культур функциональных законов, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент. Структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод традиционно применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры. Культуру каждого народа как единое целое помогает изучать системный метод: при подобном подходе все элементы культуры связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.

На основании структурно-функционального и системного анализа можно подойти к установлению внутреннего сходства изучаемых явлений культуры. Это составляет суть еще одного - типологического - метода, направленного на выявления различных типов культур. При помощи этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные типы культур и др. Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур.

По мнению некоторых специалистов в области теории и истории культуры (А. С. Мыльников и др.), культурология с успехом может использовать и другие методы:

o семиотический метод1;

o психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры);

o биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры с целью лучше понять его внутренний мир);

o метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).

В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод переживания и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача - отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познавательное выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критическое осмысление духовных явлений культурной жизни. В этом направлении широко применяются структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.

Культурология, как и другие гуманитарные науки, не ограничивается объяснениями. Поэтому для постижения своего предмета она нуждается в понимании, т.е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии - осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить лишь к системе знаний. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

М. Вебер считал, что науки об обществе и культуре должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М. Вебер называл "объясняющим пониманием".

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Назовем два наиболее значимых. Принцип культурно-исторического подхода является важнейшим в системе культурологического знания. Он означает, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того времени и тех условий, в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесения в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием, а то и просто вульгарным искажением историко-культурных процессов. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода в развитии мировой и отечественной культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий, фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание и уж тем более искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении политически острых и злободневных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие амбиции и пристрастия.

Первоначальный этап анализа культуры какого-либо народа или исторически отдаленного периода носит в основном описательно-эмпирический характер. На данном этапе используются те методы, которые позволяют исследователям снять барьер "непонимания" иной эпохи или чужой культуры. Использование разных аналитических методов направлено на выявление объясняющих фактов и достижение теоретического уровня. При этом разрабатываются классификационная и дескриптивная модели познания культуры, предполагающие описание культурных конфигураций или культуры как целостностей без выявления каузальных и функциональных связей между изучаемыми феноменами.

Следующий этап использования культурологических методов-подходов - сопоставление различных культур, что требует использования более широкого спектра специальных дисциплинарных аналитических средств и понятий. При этом культуролог чаше всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, истории, а также к аналитическим процедурам междисциплинарного плана: структурно-функциональному подходу, методу моделирования; на этом уровне анализа отдельные характеристики и описания культуры в силу своей неоднородности еще остаются как бы отделенными друг от друга. При этом разрабатываются такие познавательные модели культуры, как ассоциативная и функциональная.

Еще один этап культурологического анализа связан с выявлением синтетических, "ведущих", т.е. определяющих, особенностей культуры: ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и образцы (мировоззренческие особенности, традиции, институты и др.). На следующем уровне анализа культуры возникает необходимость разработки системных, а также динамических моделей познания культуры.