Методы правового регулирования в Европейском Союзе

Поскольку право Европейского Союза сформировалось на основе взаимовлияния и взаимопроникновения различных правовых систем, правовых семей, права разных государств (в том числе и бывших республик СССР, и социалистических государств), то в нем различные методы правового регулирования творчески переплетаются.

Прежде всего это методы, характерные для двух базовых для права Европейского Союза составляющих – международного права и государственного (конституционного) права. Так, для конституционного (и внутригосударственной системы) права более всего характерен метод субординации, или централизованное, имеющее свою иерархическую систему, императивное регулирование.

Для международного права, с которого начиналось строительство Европейского Союза, наоборот, характерен метод координации (согласования воль суверенных и равноправных субъектов международного права), или децентрализованного, диспозитивного регулирования, основанного на признании "автономии" участников правоотношений.

И во внутригосударственной, и в международной правовой системах используются методы запрещения и дозволения.

За почти 60 лет существования в праве Европейского Союза сформировались свои собственные, специфические методы регулирования ускоренно развивающихся правоотношений. Болес всего специфику европейского права отражает метод скоординированной субординации, возникший из соединения метода международного права (координации) с методом государственного права (субординации). Сначала сохраняющие суверенитет государства координируют свои интересы и приходят к соглашению, а затем его строго выполняют, несут за это ответственность и подчиняются ими же добровольно созданным наднациональным органам, имеющим властные полномочия в договорных сферах. Такой метод можно назвать методом скоординированной субординации. Кроме этого, правоотношения в Союзе весьма четко регулируются посредством принятия обязательных для всех государств-участников регламентов, воплощающих в себе метод унификации. Более гибким, учитывающим особенности правовых систем отдельных государств является метод гармонизации, реализуемый посредством принятия директив.

Схема 1.19. Методы правового регулирования в Европейском Союзе

Соотношение права Европейского Союза, международного права и национального права государств-членов

Одним из важнейших вопросов, от которого зависит определение природы права Европейского Союза, является вопрос о соотношении права Европейского Союза, международного права и национального права государств-членов.

Международное и внутригосударственное право как два различных типа правовых систем сосуществуют при нарастающем взаимопроникновении друг в друга. Право Европейского Союза развивается на стыке международного права и национального права государств – членов Союза. Свои истоки право Европейского Союза черпает из международного права и имеет колоссальное влияние на национальное право государств – членов Союза, осуществляя его унификацию и гармонизацию.

В свою очередь, право Европейского Союза испытывает влияние внутригосударственного права и в последнее время все более значимо – права международного. Однако при всем пограничном характере правопорядка Европейского Союза праву ЕС присущи собственные специфические черты, не характерные для международного права и неприемлемые для внутригосударственного права стран-членов.

Существующая картина имеет место на фоне устойчивого роста правового массива, обеспечивающего деятельность Европейского Союза, и неуклонного повышения значения права Европейского Союза как для международно-правового регулирования (особенно в Европе), так и для правового регулирования внутри отдельных государств. В то же время расширяются и сферы действия права Европейского Союза вне пределов международного и национального права.

Схема 1.20. Соотношение права Европейского Союза, международного права и национального права государств-членов