Методы планирования прибыли

Планирование прибыли занимает важное место в деятельности фирмы. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности фирмы. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности компании. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике фирмы и понять их влияние на величину прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности компании. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются следующие методы: – метод прямого счета;

– аналитический метод;

– метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага;

– метод на основе бюджетирования.

Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана.

Пример 19.1

Таблица 19.2. Данные к расчету прибыли

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам предприятия;

313516

б) по полной себестоимости

197 764

2

Прочие доходы

от прочей реализации

500

арендные платежи

поступления в возмещение причиненных пред-

800

приятию убытков

2000

курсовые разницы

2500

доходы по ценным бумагам

доходы от долевого участия в деятельности дру-

610

гих предприятий

510

3

Прочие расходы

по прочей реализации

амортизация и обслуживание имущества, сданно-

89

го в аренду

200

курсовые разницы

1700

налог на имущество

600

1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции. Прибыль = выручка – себестоимость = 313 516- 197 764 = 115 752 (тыс. руб.).

2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года: Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + прочие доходы-прочие расходы = 115 752 + (500 + 800) – (89 + 200) + (2000 + 2500 + 610 + + 510) – (1700 + 600) = 120 083 (тыс. руб.).

Составим расчет прибыли организации на ____________ год.

Таблица 19.3. Расчет прибыли организации на ___ год

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам предприятия;

313516

б) по полной себестоимости

197 764

2

Прибыль (убыток) от продажи

115 752

3

Прочие доходы

от прочей реализации

500

арендные платежи

800

поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

2000

курсовые разницы

2500

доходы по ценным бумагам

610

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

510

4

Прочие расходы

по прочей реализации

89

амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду

200

курсовые разницы

1700

налог на имущество

600

5

Прибыль (убыток) планируемого года

120 083

Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

где По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); Сш – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих этапах.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод имеет преимущество – он показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ)[1], базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Следует изучить подробно методы планирования прибыли. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь следует прибегнуть к методу операционного (производственного) рычага, который был изучен в теме "Затраты предприятий". Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. величину объема, при которой предприятие полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.

Для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит убытки. С помощью теории "точки безубыточности" (рис. 19.1) рассчитывают "эффект операционного рычага". Это показатель соотношения изменения прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Рис. 19.1. Определение точки безубыточности

Пример 19.2

Показатель

Сумма

Процент

1. Выручка от реализации (В)

1500

100

2. Переменные затраты (Пер)

700

47

3. Маржинальная прибыль (М)

(стр. 1 – стр. 2)

800

53

4. Постоянные расходы (Пос)

300

5. Финансовый результат (Пр)

(прибыль) (стр. 3 – стр. 4)

500

1. Рассчитаем точку безубыточности (Т6) по формуле

Этот показатель выражает размер выручки (Вкрит) в точке безубыточности.

2. Определим эффект операционного рычага:

Это означает, что любое изменение выручки от реализации повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,6.

Зная величину выручки в точке безубыточности, можно определить запас прочности (Зп):

Чем выше запас прочности, тем лучше. В нашем примере запас прочности составляет довольно высокий уровень – 62,3%. Если в случае необходимости предприятие вынуждено будет снижать объемы производства, то снижение менее чем на 62,3% все же будет приносить предприятию прибыль; более чем на 62,3% – приведет к убытку.

Теория "точки безубыточности" используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы. Данная посылка подтверждается графиком зависимости уровня прибыли от жизненного цикла продукции.

Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции "жизненного цикла" продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирование, освоение, запуск в производство, серийный выпуск, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается (рис. 19.2).

Рис. 19.2. График зависимости уровня прибыли от жизненного цикла продукции

Для сохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течение которого предприятие несет убытки (0; t1). Затем с момента запуска продукции в производство (t1) убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2). При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов (t2; t4). По достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне (t4; t7). Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться (t7; t9).

В случае усиления конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной.

Для поддержания эффективности нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая этот фактор, предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли (t3) с тем, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности (t6). Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и при благоприятной конъюнктуре даже повысить его (t7; t8).

Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой повышение цены на нее и соответственно увеличение прибыли.