Методы и параметры анализа инновационной стратегии

Важной составной частью механизма управления реализацией инновационной стратегии предприятия являются методы и параметры ее анализа. Анализ инновационной активности и эффективности инновационной деятельности предприятия необходим для выявления параметров ее улучшения.

По целям анализ инновационной деятельности подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков, представленных в табл.7.7[1].

Таблица 7.7

Основные формы анализа инновационной деятельности в зависимости от целей его проведения на предприятии

Основные формы анализа инновационной деятельности на предприятии

В зависимости от организации проведения

• Внутренний анализ инновационной деятельности

• Внешний анализ инновационной деятельности

В зависимости от объема аналитического исследования

• Полный анализ инновационной деятельности

• Тематический анализ инновационной деятельности

В зависимости от глубины аналитического исследования

• Экспресс-анализ

• Фундаментальный анализ

В зависимости от объекта инновационного анализа

• Анализ инновационной деятельности предприятия

• Анализ инновационной деятельности отдельных "центров инноваций" предприятия

• Анализ отдельных инновационных операций предприятия

В зависимости от периода проведения инновационного анализа

• Предварительный анализ инновационной деятельности

• Текущий (операционный) анализ инновационной деятельности

• Последующий (ретроспективный) анализ инновационной деятельности

Любая из перечисленных форм анализа инновационной деятельности осуществляется по следующим основным этапам:

1) отбор и подготовка к аналитическому исследованию необходимой исходной информации;

2) аналитическая обработка отобранной исходной информации, формирование аналитической информации;

3) интерпретация полученной аналитической информации;

4) подготовка выводов и рекомендаций но результатам проведенного анализа.

Для решения конкретных задач управления инновационной деятельностью применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов инновационной деятельности в разрезе отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике. В теории управления инновационной деятельностью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы анализа инновационной деятельности, проводимого на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ.

I. Горизонтальный (или трендовый) анализ инновационной деятельности базируется на изучении динамики отдельных показателей инновационной деятельности во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных инновационных показателей за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренда). В процессе управления инновационной деятельностью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:

• Исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

• Исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей II квартала отчетного периода с аналогичными показателями II квартала предшествующего года).

• Исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты инновационной деятельности предприятия (определение линии тренда в динамике). Результаты такого анализа в целях наглядности рекомендуется оформлять графически, что облегчает определение линии тренда.

Все виды горизонтального (трендового) инновационного анализа дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных показателей инновационной деятельности. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных показателей инновационной деятельности.

II. Вертикальный (или структурный) анализ инновационной деятельности базируется на структурном разложении отдельных показателей инновационной деятельности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных показателей. В практике управления инновационной деятельностью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

• структурный анализ инноваций. В процессе этого анализа определяются удельный вес различных видов и направлений инновационной деятельности. Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации направлений инновационной деятельности предприятия;

• структурный анализ ресурсов инновационной деятельности. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием в инновационных целях собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.).

III. Сравнительный анализ инновационной деятельности базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления инновационной деятельностью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного анализа:

• сравнительный анализ показателей инновационной деятельности данного предприятия и среднеотраслевых показателей;

• сравнительный анализ показателей инновационной деятельности данного предприятия и предприятий-конкурентов;

• сравнительный анализ показателей инновационной деятельности отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия (его "центров инноваций");

• сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей инновационной деятельности.

На основании приведенных методов производится анализ инновационной стратегии по следующим направлениям[2].

1. Согласованность инновационной стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации инновационной стратегии и общих стратегий.

2. Согласованность инновационной стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды инновационной деятельности. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная инновационная стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны.

3. Согласованность инновационной стратегии предприятия с его внутренним потенциалом. Такая оценка позволяет определить, насколько объемы, направления и формы инновационной стратегии взаимосвязаны с возможностями формирования внутренних инновационных ресурсов, квалификацией инновационных менеджеров, организационной структурой управления инновационной деятельностью, инновационной культурой и другими параметрами внутреннего инновационного потенциала.

4. Внутренняя сбалансированность инновационной стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей инновационной деятельности; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с ОГЛАВЛЕНИЕм инновационной стратегии по отдельным аспектам инновационной деятельности; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению ее реализации.

5. Реализуемость инновационной стратегии. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании необходимого объема ресурсов, нужных для реализации инновационной деятельности, из всех источников и во всех формах; насколько технологичны избранные для реализации инновационные проекты; имеется ли в компании достаточный перечень инноваций, новых технологий и разработок, обеспечивающих формирование эффективного портфеля инновационных проектов; каковы организационные и технические возможности успешной реализации избранной инновационной стратегии.

6. Приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией инновационной стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых инновационных рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное финансовое равновесие в процессе его развития и соответствует инновационному менталитету его собственников и ответственных инновационных менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для инновационной деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь.

7. Экономическая эффективность реализации инновационной стратегии. Оценка экономической эффективности инновационной стратегии осуществляется, прежде всего, на основе прогнозных расчетов системы основных инновационных коэффициентов и заданных целевых стратегических нормативов, сопоставленных с базовым их уровнем.

8. Внешнеэкономическая эффективность реализации инновационной стратегии. В процессе такой оценки учитываются рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемости инновационной деятельностью структурных его подразделений (при создании "центров инноваций"); повышение уровня материальной и социальной удовлетворенности инновационных менеджеров (за счет эффективной системы их материального стимулирования за результаты инновационной деятельности; более высокого уровня технического оснащения их рабочих мест и т.п.).