Методы оценки физического развития детей и подростков

В ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "физическое развитие" входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели:

1. Морфологические (соматометрия) – измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.);

2. Функциональные (физиометрия) – измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.);

3. Соматоскопические (описательные) – оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5–10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Отсутствие знаний о детском организме может привести к ошибкам в работе преподавателя. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей

Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

1) метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);

2) параметрический метод (сигмальный);

3) непараметрический метод (по центильным таблицам);

4) оценка по "критериальным" таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов

Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48–52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале – на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале – на 1,5–2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год – 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75–77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12–13 и 7–8 см. Дальше рост становится относительно равномерным – прибавки по 5–6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

возраст (годы) × 6 + 77 см.

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам – утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет.

С 11 – 12 лет у мальчиков и с 9–10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5–15,5 лет оно составляет в среднем по 8– 10 см и более в год. У девочек в возрасте 10–11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 – 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 – 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18–19 лет, у девушек в 16–17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает в возрасте 3–4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) – 8–10 лет. Период второго вытягивания – 11–12 лет у мальчиков и 9–10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34–36 см.

В 3–4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13–15 см, за второй год – на 2,5–3 см, за третий год – на 1,5–2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.