Методы организации перевозок товаров

В современных условиях всестороннего развития внешнеэкономических связей государств наряду с активным внедрением в перевозочный процесс транспортно-технологических систем применяются прогрессивные методы организации перевозок. Наиболее распространенными среди них являются организация интермодальных перевозок, применение терминальных систем доставки, транспортного мониторинга, маршрутизации перевозок.

Интермодальные перевозки – перевозки, осуществляемые последовательно различными видами транспорта без перегрузки груза с применением специальных устройств и приспособлений для попеременного использования того или другого вида транспорта. Иллюстрацией такого способа перевозки служит использование системы роудрейлеров. Его суть состоит в следующем: полуприцеп с грузом устанавливается на железнодорожную тележку и в таком виде благодаря комбинированной ходовой части (автомобильной и железнодорожной) может двигаться как по шоссе, так и по железной дороге. При этом с помощью пневмопривода железнодорожная колесная пара либо поднимается при движении по шоссе, либо опускается при движении по железнодорожному полотну.

Другой способ организации интермодальной перевозки – это контейнерная система перевозки. Она представляет собой перевозку автотранспортных средств по железной дороге. Груз устанавливается на вагон-платформу пониженной высоты и в таком виде перевозится железнодорожным транспортом. Аналогичным способом перевозятся съемные кузова автомобилей и контейнеры.

Еще один вариант осуществления интермодальных перевозок – "движущееся шоссе". Такое название он получил благодаря способу перевозки груза. Он состоит в перевозке автомобилей по части пути их следования железнодорожным транспортом.

Широкое распространение в практике современной организации международных перевозок получил метод терминальных систем доставки, представляющий собой доставку груза с использованием на транспортных маршрутах опорных транспортных терминалов.

Схема действий терминальной системы такова: отправка груза из начального пункта до опорного терминала фидерным (местным, например, автомобильным) транспортом – обработка его на терминале – перевозка груза магистральным транспортом до опорного промежуточного терминала и его обработка – перевозка магистральным транспортом до опорного терминала – доставка груза с терминала фидерным транспортом в пункт назначения.

Центральным звеном в этой схеме является транспортные опорные терминалы. Транспортный терминал многофункционален. Он осуществляет организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых и транзитных грузов. Терминал занимается разработкой рациональных схем перевозки грузов, калькуляцией стоимости транспортных услуг, оформлением и оплатой транспортных расходов. Кроме того, он оказывает услуги, связанные с подготовкой и обработкой перевозочных документов, поиском грузов, предоставлением информации о продвижении грузов, обработкой специальных грузов, например опасных, скоропортящихся, крупногабаритных, тяжеловесных и т.п. Одна из основных функций транспортного терминала – перевалка груза с одного вида транспорта на другой. При необходимости терминал берет на себя организацию охраны и сопровождения грузов. Все услуги транспортного терминала осуществляются на договорной основе.

На железнодорожном транспорте применяется такой специфический метод организации перевозок, как маршрутизация – формирование состава поезда, загруженного грузами одного или нескольких отправителей, на одной или нескольких станциях и доставка этих грузов на одну станцию назначения с обязательным прохождением не менее одной технической станции.

Маршрутизация позволяет добиться существенного сокращения простоя вагонов на станциях формирования маршрутов и конечных станциях выгрузки грузов, более оперативной доставки грузов в пункт назначения, рационального использования локомотивов и вагонного парка.

Существуют три вида маршрутов: отправительские, отправительские ступенчатые и кольцевые. Отправительские маршруты – система, при которой составы поездов формируются и загружаются на одной станции одним грузоотправителем либо на одном подъездном пути владельцем пути и его контрагентами – грузоотправителями и следуют до одной станции выгрузки или до технической станции, на которой происходит расформирование или дробление состава, именуемое распылением маршрута. Техническая станция должна находиться максимально близко к станции выгрузки.

Отправительские ступенчатые маршруты отличаются от отправительских тем, что вагоны загружаются разными грузоотправителями на их подъездных путях и формируются в составы на станции примыкания (отправительские станционные маршруты). Второй вариант отправительских ступенчатых маршрутов – это маршруты с загрузкой вагонов на разных станциях железнодорожного узла или участка и формированием составов в железнодорожном узле или на участке (отправительские узловые или отправительские участковые маршруты).

Для кольцевых маршрутов характерными являются, во-первых, постоянство их составов и, во-вторых, неизменность станций назначения и отправления. После выгрузки вагонов состав возвращается на станцию отправления, которая именуется станцией приписки, где снова загружается.

Существенное преимущество этого вида маршрутизации состоит в том, что один раз сформированный состав используется достаточно продолжительное время. Следовательно, экономятся время и средства на формирование составов. Главный же сто недостаток – в возврате состава после выгрузки на станцию отправления порожняком. Поэтому перевозчики вместе с грузовладельцем стремятся организовать встречные грузопотоки и таким образом устранить порожние пробеги вагонов или резко их сократить.

В современных условиях развития международных экономических связей в рамках маршрутизации перевозок активно внедряются перевозки маршрутными контейнерными составами. Вагоны таких составов загружаются только контейнерами с грузом. Использование перевозок маршрутными контейнерными составами позволяет существенно упростить погрузочно-разгрузочные работы, а следовательно, сократить затраты на проведение этих операций.

Наконец, неотъемлемой составной частью системы современных методов организации перевозок является транспортный мониторинг. Этот метод неразрывно связан с интермодальными перевозками, терминальными системами доставки грузов и маршрутизацией перевозок. Он обслуживает перечисленные методы организации перевозок.

Объективная оценка транспортного мониторинга указывает на то, что он не связан непосредственно с организацией и применением конкретных способов перевозки внешнеторговых грузов. Транспортный мониторинг – это метод организации перевозки, заключающийся в изучении характера и интенсивности грузопотоков в различных регионах и на различных направлениях. Он обеспечивает эффективность применения рассмотренных методов организации перевозки. Для установления истинной картины используют ряд показателей, характеризующих происходящие в международных потоках процессы, которые отражают тенденции международного товарооборота.

Среди показателей, исследуемых в рамках осуществления транспортного мониторинга, необходимо в первую очередь выделить характер распределения грузопотоков между регионами, а также по направлениям. Это наиболее общие показатели, позволяющие, во-первых, вносить корректировки в использование транспорта на традиционных маршрутах и, во-вторых, при необходимости разрабатывать и осваивать новые транспортные маршруты.

Вперед группа показателей отражает различные аспекты конкуренции между национальными и зарубежными перевозчиками, между видами транспорта, между перевозчиками отдельных видов транспорта и т.п.

Показатель, отражающий конкуренцию между видами транспорта, позволяет оценить состояние рынка транспортных услуг, выявить тенденции его развития. Объективная картина конкуренции – мощный фактор реагирования на сложившуюся ситуацию, изыскание возможностей для усиления позиций соответствующих видов транспорта либо – в силу бесперспективности – переориентирования их на другие регионы или направления.

Более частный показатель связан с конкуренцией между перевозчиками одного вида транспорта. Данные о такой конкуренции позволяют достичь договоренностей о разграничении сфер деятельности конкурирующих перевозчиков. Вместе с тем нередко все заканчивается поглощением неконкурентоспособных перевозчиков более мощными транспортными компаниями.

Что касается показателя состояния конкуренции между национальными и зарубежными перевозчиками, то данные, свидетельствующие о нарушении пропорции участия в перевозочном процессе между двумя государствами, позволяют применять меры по устранению дискриминации. Речь идет о заключении двусторонних соглашений об участии перевозчиков обоих государств в перевозках на паритетных началах.

В целом исследование вопросов характера грузопотоков с использованием разработанных показателей позволяет определить состояние рынка транспортных услуг, его перспектив и предложить обоснованные рекомендации по его оптимальному использованию.