Методы опроса (беседа (интервью), анкетирование)

Беседа (интервью). Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личностного общения. Интервью - разновидность беседы, характеризующаяся четкой целью и планом, предполагающая прямой контакт с респондентом (опрашиваемым).

Использование метода беседы в работе с аномальными лицами делает еще более очевидной необходимость установление отношений доверия между психологом и интервьюируемым аномальным человеком. Без такого взаимного доверия этот метод применять нельзя. При беседе с аномальными людьми возникает ряд проблем, связанных со специфическими особенностями их дефектов. Так, неопытному человеку очень сложно вести беседу со слепым. Здесь очень легко допустить бестактность, например, при описании какого-либо предмета психолог может сказать: "как вы видите..." и т.п. Еще более сложным является проведение интервью с глухим или тугоухим человеком. Значительный опыт требуется психологу и при беседе с детьми с нарушениями речи. Поэтому интервью с аномальными детьми и подростками требует основательной подготовки, в том числе ясного осознания психологом особенностей аномальных людей.

Обычно беседа с больным состоит из двух частей.

Первая часть общения психолога и испытуемого осуществляется вне эксперимента, т.е. до и после экспериментальной работы. Эта беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от сведений, полученных из истории болезни, от состояния больного. В беседе психолог должен избегать обсуждения с больным его болезненных переживаний, во всяком случае, не делать этого по собственной инициативе. Конечно, если больной сам заговорит на такие темы, психологу следует его выслушать, запротоколировать его высказывания и постараться тактично перевести беседу на решение задач эксперимента.

В своей беседе психолог должен учитывать отношение больного к ситуации эксперимента, к экспериментатору. В правильно проводимой беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия. В некоторых случаях беседа может быть направлена на изменение установок и отношений больного, т.е. иметь коррекционный характер.

Вторая часть беседы происходит непосредственно во время эксперимента, патопсихолог при этом обычно оказывает больному помощь в выполнении экспериментальных заданий.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С. Я. Рубинштейн:

o простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание к сказанному или к сделанному;

o одобрение или стимуляция дальнейших действий, например "хорошо", "дальше";

o вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

o наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

o подсказка, совет действовать тем или иным способом;

o демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;

o обучение тому, как надо выполнять задание.

Все реакции больного на помощь, похвалу, критику, на невербальные формы общения (мимика, жесты) должны быть отражены в протоколе. Полученные данные необходимо сопоставлять с результатами эксперимента, данными истории болезни, результатами наблюдения.

Анкетирование. Этот метод не рекомендуется использовать в работе с аномальными детьми моложе младшего школьного возраста, причем применение метода анкетирования даже в более старшем возрасте вызывает проблемы, связанные с чтением и письмом.

Наибольшее распространение в патопсихологии получили опросники-анкеты. Они предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев - опросники интересов и опросники установок (в зависимости от того, насколько соотносятся выявляемые интересы и установки с собственно личностными психологическими характеристиками: например, опросник, выявляющий отношение к определенной социальной группе, относится к опросникам-анкетам).

При использовании метода анкетирования следует учитывать следующие моменты:

o для слепых анкету необходимо переписать шрифтом Брайля;

o у глухих возникают проблемы осознания содержания вопросов; это приводит к тому, что они оказываются способны отвечать на вопросы анкеты лишь на высшей ступени овладения речью;

o трудности в письме часто возникают у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

o вместе с тем этот метод предоставляет значительные преимущества при работе с детьми с нарушениями речи типа звукопроизношения;

o необходимо придерживаться корректного по отношению к больному поведения: например, нельзя спрашивать слепого о визуальных качествах, глухим нужно объяснить все абстрактные понятия, использованные в анкете, и т.п.;

o формулируя вопросы анкеты, нужно строго соблюдать все известные принципы построения анкет, причем необходимо убедиться в адекватности понимания ими поставленных вопросов;

o оценивать реальное значение понятий, используемых в анкете, для аномальных лиц; предусмотреть возможные различия этих понятий, обусловленные видом дефекта;

o лишь в крайне редких случаях можно предлагать аномальным лицам анкеты без соответствующей модификации и последующего объяснения.