Методы обучения

Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий для каждого учителя есть вопрос каждодневный, практический. В его решении преподавателю всегда необходимо проявить максимум самостоятельности, ибо никаких "программных указаний" по данному вопросу в современных законодательных документах не содержится. Более того, подчеркивается свобода педагога при выборе форм и методов обучения, поскольку слишком разнообразны конкретные ситуации обучения, которые в соответствии с ФГОС НОО должен учитывать в своей работе каждый учитель.

Что же такое метод и как выбрать наиболее рациональные методы для определенного учителя и определенного занятия? Традиционно "метод обучения" определяется как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию цели обучения. Еще один подход определяет метод обучения как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения. И в том, и в ином определении метода заложен двойственный подход к его трактовке, подчеркивающий единство методов преподавания и методов учения, а также дающий понятие об общей модели обучения. Однако рассмотрение каждого метода по отдельности не раскрывает характера деятельности и способа руководства учебно- познавательной деятельностью учеников, а главное – характера процессов овладения знаниями и развития личности в той или иной модели обучения, на реализацию которой направлен метод. Метод рассказывания у педагога имеет две стороны: педагог рассказывает, а учащийся слушает, осмысливает, запоминает. Метод беседы дает возможность прямого общения: педагог задает вопросы, а ученики отвечают.

Чтобы раскрыть метод более конкретно, нужно рассмотреть его на уровне приемов – конкретных способов организации деятельности обучаемых, учебных действий школьника или студента. Прием чаще всего определяется как составная часть метода или его конкретная разновидность. Например, метод рассказа в зависимости от целевого назначения и реализующих его приемов может воплощаться в описании, повествовании, объяснении, доказательстве, рассуждении, элементах драматизации. Беседа может носить характер воспроизведения или эвристического поиска. Каждый метод реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов, отвечающих конкретной образовательной ситуации и зависящих от уровня педагогической техники учителя (рис. 3.13).

Если учитель овладел различными приемами настолько, что может самостоятельно их варьировать в зависимости

Рис. 3.13. Соотношение методов и приемов в модели обучения

от цели организуемого взаимодействия с учеником, то метод обучения становится "инструментом прикосновения к личности" (А. С. Макаренко), способом возбуждения и регулирования развивающей деятельности обучаемых в закономерной последовательности совершаемых шагов учебной деятельности. Но если каждый метод реализуется с помощью 2–3 характерных приемов или сочетаний, то для выбора оптимального метода или приема обучения учителю необходимо перебрать более сотни вариантов в ходе своей практической деятельности.

В современной дидактике специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрации, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и др. При таком количестве методов, количество которых все умножается в соответствии с развитием условий организации обучения, процесс обоснованного выбора метода чрезвычайно затруднен и практически неосуществим. Поэтому учитель чаще всего использует нередко достаточно случайный набор методов, стихийно освоенных в границах собственного опыта или опыта освоения ставших "модными" методов в ходе знакомства с какими-либо новыми подходами, либо руководствуется принципом "всего понемногу". Осуществление педагогически обоснованного выбора собственных методов требует знания возможностей и ограничения всех методов обучения, понимания того, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.