Методы моделирования в исследовании систем управления

В современных исследованиях широко используются методы моделирования. Суть их заключается в том, что реальные объекты исследования, особенно если они недоступны или нельзя вмешиваться в их функционирование, заменяются соответствующими моделями, пользуясь которыми можно провести эксперимент, изучать их поведение при изменениях параметров внешней и внутренней среды.

Модель – это копия реального объекта, обладающая основными его характеристиками и способная имитировать его поведение.

Особенностью модели является то, что она всегда находится в определенном отношении с реальным объектом. Это значит, что она до определенных пределов может замещать изучаемый объект. И пределы эти должны быть известны и учитываться при оперировании с моделями. Модель – это всегда упрощенное отражение объекта. Очень часто необходимо намеренное упрощение модели, чтобы выделить главное, "отсечь" его от второстепенного, случайного, преходящего. Можно использовать совокупность моделей одного и того же объекта, каждая из которых отличается степенью сложности и составом учитываемых характеристик.

Модель должна соответствовать определенным требованиям:

1) достаточно полно отражать особенности и существо исследуемого объекта, чтобы можно было замещать его при исследовании;

2) представлять объект в упрощенном виде, но с допустимой степенью простоты для данных вида и цели исследования;

3) давать возможность перехода от модельной информации к реальной. Это должно быть учтено в правилах построения модели.

В исследовании управления часто используются компьютерные модели. Они могут быть представлены в виде структуры системы управления, технологической схемы процесса управления, комплекса характеристик управления, факторов, влияющих на эффективность управления, структуры информации, взаимодействия функций управления и пр.

Использование подобных моделей может быть весьма эффективным при проведении исследования систем управления, однако следует иметь в виду, что методы исследования дают ощутимый эффект и действительный результат только в комплексе. Моделирование наиболее эффективно, когда исследователь имеет дело с хорошо структурированными проблемами, когда достаточно информации для оценки ситуаций и проблем, отработана методология работы с моделями.

Наиболее известными трудностями использования моделей в исследовании систем управления являются очень высокая стоимость, недостоверная исходная информация об объекте, чрезмерное упрощение характеристик, ошибки в методологии моделирования.

Полемика как метод исследования управления

Одним из широко используемых методов исследования систем управления и социально-экономических процессов в целом является полемика.

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Трудно представить себе исследование, которое было бы проведено без полемики. Даже очевидные вещи иногда имеют различные оценки, тем более проблемы, требующие решения. Говорят, что в спорах рождается истина. Эту мысль можно выразить следующим образом: "Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между их носителями". Полемика является необходимым элементом исследования, потому что она помогает исследователю искать дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства, позволяет превращать предположения в убеждения.

Но эти положительные качества полемики могут дать эффект при проведении исследования, только когда она осуществляется по определенным правилам. Ведь можно полемизировать бессистемно, хаотически, бесплодно, преследуя удовлетворение амбиций, а не истину, создавая психологическую напряженность.

На рис. 2.15 представлены главные принципы ведения научной и исследовательской полемики.

1. Стремление понять оппонента – его мотивы, позицию, аргументы, знание предмета (проблемы), тип мышления.

2. Избегать абсолютного отрицания правильности мнений оппонентов, относясь к ним одновременно скептически, аналитически и доброжелательно.

3. Иметь четкую цель полемики и добиваться ее с помощью вопросов, высказываний, аргументов и доказательств.

4. Оценивать выводы, предложения, мысли, а не личность их автора, относиться к оппоненту с уважением.

5. В выражении своей позиции стремиться к максимальной четкости и аргументированности, конкретности и ясности.

6. Четко определять понятия, которыми выражается мысль, на которых строятся доказательства.

7. Посредством вопросов уточнять позиции оппонентов, обнаруживать слабые места в полемике, мотивировать свою позицию с помощью дополнительных аргументов.

8. Избегать оперирования мнением авторитетов или формальных лидеров, должностных лиц.

9. В исследовательской полемике нельзя устанавливать истину мнением большинства, голосованием.

10. Основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, формулируемые на профессиональной основе. Ведь полемику можно вести на основе здравого смысла. И очень часто, даже в исследовательской среде, обсуждение проблем скатывается к доказательству желательного, а не объективного. Исследователь должен оперировать понятиями вероятности и доказывать степень вероятности.

11. Продуктивность полемики определяется в том числе продолжительностью времени дискуссии и его распределением в процессах полемических высказываний. Полемика не должна вестись по "замкнутому кругу".

Рис. 2.15. Принципы исследовательской полемики

В полемике большое значение имеет выяснение и анализ тезисов оппонента. Это делается по следующей схеме: содержательная ясность понятий, которыми оперирует оппонент, их эмпирическая и практическая ценность, модальность тезиса, аргументация и фактология тезиса, логика использования аргументов.

Очень часто полемика превращается в диалог глухих. Это случается, когда целями ее проведения являются не установление истины, не поиск эффективного результата исследования, не обмен информацией и интеллектуальным потенциалом, а реализация амбиций, специфических индивидуально-психологических отношений, борьба за лидерство.

Отрицательные виды полемики исключаются или сводятся к минимуму с помощью выбора соответствующих форм организации полемики и целенаправленного формирования благоприятного социально-психологического климата ее проведения, мотивирования использования этических норм во взаимоотношениях исследователей.

Общенаучный метод экспериментирования

Эксперимент – это изучение предметов или явлений посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным. Модельное экспериментирование проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, которые существуют в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она может показывать поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте.

Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, степенью ее совершенства. Ведь не исключено, что модель может "скрывать" многие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее создателей и тем самым ограничивать возможности получения новых знаний, решения неизвестных проблем.

Мысленный эксперимент – это экспериментирование в мышлении, мысленное построение ситуации по принципу "а что если...". Его эффективность во многом зависит от объема и структуры знаний человека, их достаточной концентрации, индивидуальных способностей к творческой деятельности, овладения исследователем методологией мысленного экспериментирования. Знания могут давать новые знания (конечно, до определенного предела и в определенных условиях). В этом суть и значение мысленного эксперимента.

Реальный эксперимент – это эксперимент, вмонтированный в саму деятельность и позволяющий корректировать ее по наблюдениям за результатами экспериментирования.