Методы консультирования

Наиболее распространены три метода консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивный метод консалтинга. Консультант самостоятельно проводит диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется; как правило, используются комбинации всех трех методов.

В промышленно развитых странах консультационные услуги много лет признаются наиболее важным элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США в ней занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет примерно 50 млрд долл. Ни одно серьезное экономическое управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без привлечения консультантов.

Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации. В России действуют и зарубежные консалтинговые фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм признаются хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. Стоимость услуг российских консалтинговых фирм примерно в 4–5 раз ниже, чем зарубежных, и составляет в среднем 300 долл. за человеко-день.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разными. Европейский справочник – указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 категории консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление персоналом, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуги.

Категории консультантов

В настоящее время в России сложились три четко выраженные категории консультантов.

Первая – особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансовопромышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний – членов данной ФПГ. Эта категория консультантов имеет достаточно стабильное положение, по крайней мере, до тех пор, пока устойчива сама ФПГ. Такие доверенные консультанты существуют почти при всех крупных банках, занимающихся созданием ФПГ.

Для обслуживания крупных промышленных предприятий, не входящих в состав ФПГ, отбор консультантов осуществляется строго по рекомендациям партнеров по бизнесу, близких друзей и т.п., реже – на тендерной основе. Для обеспечения конфиденциальности предпочтение отдается тем консультантам, которые не были замечены в контактах с конкурентами. Как только выясняется связь консультанта с конкурентом, от его услуг немедленно отказываются. В качестве примера можно привести отказ Российского фонда федерального имущества (РФФИ) от услуг банка Credit Suisse First Boston (CSFB), который был финансовым консультантом правительства в сделке по приватизации нефтяной компании "Лукойл". Того факта, что банк одновременно работал на двух клиентов по аналогичной сделке, оказалось достаточно, чтобы прекратить сотрудничество с CSFB.

Вторая категория российских консультантов – крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Эти консультанты оказывают клиентам широкий спектр услуг. Наиболее характерны услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управленческого учета. Это особенно актуально при введении нового плана счетов в бухгалтерском учете, освоить который многим предприятиям самостоятельно очень трудно.

Реальная численность специалистов высокого класса – консультантов невелика, поэтому при осуществлении комплексных работ по реструктуризации предприятий, для широкомасштабных маркетинговых исследований, кадровой диагностики и т.д. привлекаются субподрядные организации.

Третья категория российских консультантов – небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, такие компании располагают одной или двумя отработанными услугами (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков).

Помимо перечисленных категорий российских консультантов есть еще небольшие консультационные компании, работающие на региональном уровне. Для них характерна ситуация, когда вознаграждение консультанта привязывают к конечным результатам работы, например к приросту прибыли. Видимо, в ближайшие несколько лет основной интерес для консультантов будет представлять именно региональный рынок.