Методы классификации профессий

Казалось бы, создать классификацию профессий несложно, важно выбрать критерий – классификационный признак и эмпирически применить его. На деле эта задача – очень непростая. Во-первых, потому, что многие профессии изучены недостаточно; во-вторых, потому, что признаки профессий редко формализованы и поддаются точному выявлению, мало количественных мер оценки классификационных признаков. Создать истинную классификацию, в которой строго выдерживается выбранный принцип, сложно, и поэтому чаще ограничиваются схемами, в которых профессии объединены не по одному, а по нескольким признакам. Наряду с рационально-логическим подходом к классификации профессии, существуют подходы эмпирические, построенные на статистических процедурах сравнения: факторный анализ, кластерный анализ, метод распознавания образов, таксономический анализ. Так, известный специалист в области американской индустриальной психологии Е. Мак-Кормик с группой сотрудников применил в 1957 г. факторный анализ для выделения типичных профессиональных требований по отношению к массиву профессий из 4000 наименований. Каждая профессия оценивалась экспертами по 44 признакам. При этом применялись балльные оценки от 2 до 9 градаций. В итоге были вычислены коэффициенты корреляции между всеми показателями профессиональной деятельности и проведен факторный анализ, позволивший выделить семь факторов профессиональных требований: 1) образование, профессиональная подготовка, умственное развитие; 2) способность к точным, прецизионным оценкам; 3) быстрота и ловкость; 4) эстетическое восприятие; 5) способность к ручному труду; 6) коммуникабельность; 7) тяжесть труда (степень требуемых мускульных затрат).

Далее были определены значения факторных весов и с помощью ЭВМ были найдены комбинации (паттерны) профессиональных требований. Получено 115 паттернов, из которых 33 основных паттерна включили 88% обследованных профессий [31].

В основе таксономического анализа лежит возможность количественной оценки меры сходства-различия сравниваемых массовых объектов. Е. Мак-Кормик в 1976 г. предложил коэффициент меры сходства профессий CCS, отражающий степень совпадения элементов задач (действий) двух сравниваемых профессий.

где Jd количество совпадающих заданий; Un1 – число заданий, присущих только первой профессии; Un2 – число заданий, присущих только второй профессии.

CCS меняется от 0 до 1. CCS = 0 означает отсутствие каких-либо общих заданий в двух сравниваемых профессиях. Приближение CCS к 1 свидетельствует об увеличении количества общих компонентов и уменьшении количества отличающихся компонентов.

На основе таксономического анализа составлены классификации гностических и социономических профессий [12; 27].

Модульный подход в профессиографии

Идея модульного подхода принадлежит петербургскому психологу В. Е. Гаврилову [13]. Суть подхода состоит в том, что для определенного массива профессий, ограниченного некими рамками (например, рабочих профессий, требующих обучения в профессионально-техническом училище), можно составить относительно полный перечень модулей – типовых профессиональных задач. Каждая профессия в таком случае будет содержать некоторую совокупность модулей.

Что считать модулем? Задачи, которым приписывается роль модуля, должны быть, во-первых, важными для профессиональной деятельности либо часто и регулярно в ней встречаться; во-вторых, быть типичными для охваченной сферы труда не только в настоящем, но и в ближайшем будущем развития этой сферы; в-третьих, соответствовать уровню средней квалификации, на который ориентируется профессиональная школа и карьерное консультирование. Психолог может охарактеризовать каждый из составленного перечня модуль, построив модель требуемых действий для его выполнения и указав соответствующие ПBK. Проделанная заранее работа такого рода может помочь в предварительной оценке психологической характеристики конкретной профессии (если удастся установить, какие модули входят в ее состав).

Например, модуль "Обслуживание сложных технических систем" связан с такими психологическими требованиями к субъекту труда, как техническое мышление, долговременная память, пространственные представления. Следовательно, для профессий, в которых встречается данный модуль, будут существенны для успеха в труде указанные ПВК. К таким профессиям, в частности, относятся наладчик автоматических линий станков, механик по ремонту телерадиоаппаратуры и другие профессии [16, с. 12-23].

Выводы

Любой вид профессионального труда может быть соотнесен с общей программой изучения объектных, культурно-исторически заданных эргатических функций, порученных работнику на данном трудовом посту.

Выявление и описание объектных компонентов трудового поста являются необходимыми для построения нормативной формы отображения трудового процесса, его средств и условий в сознании субъектов труда, а также выявления индивидуально своеобразных вариантов такого сознательного отображения деятельности.

Результат подобного психологического исследования служит основой для процессуального психологического анализа трудовой деятельности, профессионального опыта субъекта труда, оценки профессионализма, прогнозирования будущей профессиональной успешности, совершенствования профессиональной подготовки работников и т.д.