Лекция 6. Методы исследований в организации

Часто нововведения в организации осуществляются методом проб и ошибок. Приходит новое руководство, замечает какие-либо особенности управления, не соответствующие его привычкам и представлениям, и начинает с той или иной мерой решительности устанавливать новый порядок. При этом руководитель не всегда задумывается об объективных критериях рациональности той или иной структуры управления. В настоящее время в отечественном менеджменте крайне редко используются преимущества экспериментального подхода и инструменты объективной оценки результатов нововведения.

Сфера управления и социальное экспериментирование почти не имеют каналов для обмена информацией. В результате каждое новое поколение руководителей вновь открывает для себя принципы и методы эксперимента.

В некоторых случаях само желание экспериментально проверить действенность собственных нововведений имеет место. Однако страдают сами попытки провести такой эксперимент. Выводы об успехе или неуспехе нововведения делаются некорректно.

Введем несколько понятий, без которых исследование не может быть выполнено на профессиональном уровне.

Операциональные определения

Операциональные определения не отражают всего значения теоретических терминов. Более того, не все понятия поддаются операциональному определению даже частично. Одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций. Само по себе любое теоретическое понятие может иметь некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.

Исходные понятия уже определены посредством других неоперациональных определений. Операциональные определения их дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Операциональные определения дают возможность знанию опереться на наблюдение и эксперимент как особый вид практики, но они не раскрывают всего содержания научных понятий.

Для примера сравним теоретическое и операциональное определения очень популярного в современном менеджменте понятия participation (участие). Теоретическое определение понятия "участие или включенность в деятельность" (Eysenck et at. (ed.) Encyclopaedia of Psychology, p. 767) мало что дает исследователю. Для работы необходимо операциональное определение "участия", включающее в себя некоторое указание на тот способ, с помощью которого участие может быть измерено. Например: участие есть увеличение вовлеченности сотрудников в принятие решений в организации (в области их компетенции). Такое определение может быть названо операциональным, так как оно содержит указания на способы измерения и управления участием. Достаточно сравнить все случаи, когда принятие решения делегируется рядовым сотрудникам, с общим числом принятых решений. Или сравнить ОГЛАВЛЕНИЕ проблем, по которым решение принималось рядовыми сотрудниками, с ОГЛАВЛЕНИЕм их профессиональных обязанностей. Обе эти процедуры могут дать меру участия сотрудников в принятии решений и направление, в котором эта сторона менеджмента в организации может быть развита.

Требования к гипотезе

Гипотеза исследования должна соответствовать исходным принципам теории познания. Гипотеза не должна противоречить теориям, истинность которых в данной области уже доказана. Она также не должна противоречить известным и проверенным фактам. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. Если почти все выведенные из гипотезы следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы.

Чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Таким путем проблема истинности гипотезы не решается, но повышается вероятность ее обоснования.

Гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Описательные гипотезы – предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться к классификационным характеристикам социального объекта.

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

В процессе эмпирической проверки гипотезы следует проводить различие между основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).