Методы финансового контроля

В некоммерческих организациях применяются различные методы финансового контроля. Наиболее распространенными среди них являются проверка, наблюдение, ревизия.

Проверка – это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемой некоммерческой организации. Проверки бывают внешние и внутренние. Внешние проверки осуществляют сторонние контролирующие органы (налоговая инспекция, федеральное казначейство и т.д.), а внутреннюю – структуры самой организации. Внешние проверки могут быть плановые и внеплановые. Внеплановые проверки некоммерческой организации проводятся в следующих случаях:

• истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;

• поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных и местных органов о нарушении некоммерческой организацией законодательства РФ в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

• поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях";

• наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа по поручению Президента РФ или

Правительства РФ, или по требованию прокурора о проведении внеплановой проверки с целью выяснения исполнения законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Периодичность плановых проверок некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ограничена. Они не могут проводиться чаще, чем один раз в год.

Наблюдение – это более длительное и обстоятельное изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемой некоммерческой организации с помощью специальных приемов (опрос, скрытое наблюдение и т.д.).

Ревизия – это изучение всей финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации. Это самый полный метод финансового контроля.

В зависимости от статуса органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяют внешний и внутренний контроль. Внешний финансовый контроль проводят органы сторонних организаций (налоговые, казначейские органы, аудиторские организации, аудиторы и др.). Внутренний финансовый контроль проводят подразделения или работники самой организации (например, служба внутреннего контроля организации, главный бухгалтер и т.д.).

В процессе осуществления финансового контроля в некоммерческих организациях используются разнообразные приемы документального и фактического контроля. Приемы документального контроля предполагают изучение документов, а приемы фактического контроля – оценку состояния материальных ценностей в некоммерческих организациях. Наиболее распространенными среди приемов документального контроля являются формальная проверка, арифметическая проверка, юридическая проверка, логическая проверка, встречная проверка.

Формальная проверка означает выяснение наличия всех реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений в документах; в ходе арифметической проверки устанавливается правильность расчетов, таксировок, суммирований, содержащихся в документе; юридическая проверка предполагает выяснение соответствия содержащихся в документе операций современному законодательству; логическая проверка направлена нав выявление несоответствий в документе по косвенным признакам (например, несоответствие объемов и характера отраженных в документе операций деятельности осуществляющей их организации); в ходе встречной проверки изучаются операции проверяемой организации по документам других участников этих операций.

Наиболее распространенными приемами фактического контроля в некоммерческих организациях являются: инвентаризация, суть которой сводится к выяснению соответствия имеющихся материальных ценностей данным учета; лабораторный анализ, предполагающий выяснение потребительских качеств материальных благ физическо-химическими методами (например, для выявления качества блюд в детских садах, школах); экспертиза, осуществляемая специалистами-экспертами. Применяется в отношении объектов, имеющих сложные потребительские качества (например, выявление подделок музейных экспонатов и т.д.).