Методы и этапы социального проектирования

Проектирование – ответственный процесс, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно ограничиваться (ориентироваться) субъективными желаниями и устремлениями людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от односторонности, субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы, к которым, прежде всего, относится метод использования матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на основе этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Это важное требование применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться, а затем и функционировать проектируемый объект. При этом следует учесть, что при решении любой проблемы требуется учет интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным для социального проектирования является метод аналогии. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, организации, населенные пункты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Их подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все детали в должной степени проработаны. Опираясь на такие достижения, отбирая лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, по аналогии создают социальный проект, который может обеспечить достижение сформулированных целей и предполагаемых результатов.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлем метод ассоциации, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные и структурные элементы изменяемого объекта.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Нельзя забывать и такой момент: в процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. А. Осборном, связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и определяются их приоритеты на основе сопоставления. Несомненно, учитывая динамизм и сложность социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стараясь при этом избегать влияния славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового города, реконструкция предприятия, создание новой организации или формирование желаемого процесса, требуются определенная логика, последовательность событий, в соответствии с которыми реализуется проект.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности, что позволяет сформулировать цель, которая может быть и очевидна, и скрыта, поэтому начальный этап проектирования предполагает поиск, связанный с определением главных потребностей.

Исторический факт

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. был осуществлен оригинальный и смелый проект строительства Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт – строительство города и предприятия – показал, как важно, чтобы научная идея соответствовала объективным критериям и отражала действительные потребности как производства (наличие сырьевой базы, дешевая электроэнергия), так и людей (отделение жилой зоны от зоны рекреации и от промышленной зоны, создание разветвленной сети учреждений культуры и образования, соответствующей базы отдыха).

На этапе поиска, обоснования проекта необходимо хотя бы в самом общем виде представить тот резерв и ресурс времени, которые отводятся для его выполнения. Одновременно уточняется цель разработки социального проекта, дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к этапу сбора необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как "за", так и "против" тех решений, которые имеются в мировой практике.

Этап составления задания на проектирование предполагает использование полученной информации и определение того, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать), и здесь большую роль играет выработка принципиально новых идей, которые раскрывают пути эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решений. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых решений с учетом изменения тех или иных переменных: сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта. Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение, выступающее в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.