Методы экономического регулирования охраны окружающей среды

Экономический механизм охраны окружающей среды включает ряд элементов. В Законе об охране окружающей среды определяется экономическое регулирование в области охраны окружающей среды через систему методов. Это:

1) разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

2) разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

3) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6) проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

7) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

8) предоставление налоговых и иных льгот;

9) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

10) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Перечень методов экономического регулирования не является исчерпывающим, следовательно, экономическое регулирование может осуществляться посредством иных способов, в том числе установленных в других нормативно-правовых актах, например в налоговом или антимонопольном законодательстве.

Роль государства в функционировании экономического механизма охраны окружающей среды

В соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа состояния природных ресурсов, демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, перспектив изменения указанных факторов и используются при принятии экологически значимых решений.

Правительство РФ ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе РФ перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год.

Утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП), в соответствии с которым осуществляется целый ряд программ в области окружающей среды: ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года" "Мировой океан" и подпрограмма "Изучение и исследование Арктики, Антарктики"; Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Надлежащая реализация мероприятий по охране окружающей среды напрямую зависит от стабильного и своевременного финансирования. Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, средств организаций, предприятий, учреждений, экологических фондов, взносов населения. В настоящее время большинство ФЦП в области экологического развития недостаточно финансируются бюджетом, что нс способствует их эффективной реализации.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством. Причем такие мероприятия осуществляются за счет собственных средств предприятия. При этом запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды. Надзор за исполнением этих законодательных природоохранных требований осуществляют государственные органы.

Конкретные виды мероприятий по охране окружающей среды, исполнение которых возлагается па природопользователей и за счет их средств, устанавливаются природоресурсным законодательством РФ. Подавляющее большинство нормативных правовых актов содержит нормы, регулирующие порядок организации и проведения мероприятий по охране окружающей среды. Финансовые затраты на проведение таких мероприятий осуществляются либо за счет природопользователей, либо за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Отдельного правового регулирования требует само понятие "наилучшие существующие технологии", а также дальнейшая государственная поддержка лиц, внедряющих такие технологии.

Одним из методов экономического регулирования охраны окружающей среды является проведение государством экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов. На ее основе принимаются решения о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов на конкретных территориях. Результаты такой оценки содержатся в различных государственных реестрах и кадастрах.

Ведение таких кадастров (реестров) предусмотрено ст. 70 ЗК (государственный кадастр недвижимости), ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которому, в частности, относятся земля, водные объекты, лесные участки, участки недр); ст. 56 Градостроительного кодекса (информационные системы обеспечения градостроительной деятельности), ст. 30, 31 Закона РФ "О недрах" (государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых), ст. 31 ВК (государственный водный реестр); ст. 91 ЛК (государственный лесной реестр), ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (государственный кадастр особо охраняемых природных территорий), ст. 14 Федерального закона "О животном мире" (государственный кадастр объектов животного мира), ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (государственный кадастр отходов).