Методы и движущие силы интернационализации бизнеса

Рассмотрев причины, по которым компания интернационализирует свой бизнес (весь или частично), уместно задаться вопросом, какие методы могут быть использованы компанией для проникновения на зарубежный рынок?

В общем случае существуют три основные формы международной конкуренции, зависящие от того, где находится производство: внутри страны или за границей.

Первая и наиболее простая форма – это производство товаров и услуг на внутреннем рынке и экспорт их на зарубежные рынки.

Вторая форма международной конкуренции заключается в переносе производства товаров и услуг на зарубежный рынок на основании соглашения с независимой местной компанией. Существуют разные виды таких контрактов, но все они в основном относятся к одной из следующих категорий:

– технологическая лицензия;

– франчайзинг;

– соглашение о техническом обслуживании;

– управленческий контракт;

– контракт "под ключ";

– международный контракт подряда;

– контрактное совместное предприятие.

Эти контракты заключаются обычно на определенный срок с ограничениями на использование технологий со стороны одного из его участников.

В условиях третьей формы международной конкуренции товары и услуги международной компании производятся на зарубежном рынке, но это производство осуществляется юридическим лицом, в структуру которого входит и рассматриваемая международная компания, владеющая при этом контрольным пакетом акций (не менее 10% акций). Такое владение собственностью, обеспечивающее контроль над управлением активами, объемами производства, финансовыми потоками и процессами принятия решений относительно зарубежных операций, расценивается по международным стандартам как прямые иностранные инвестиции.

Основные характеристики рассмотренных выше способов интернационализации бизнеса компании приведены в табл. 15.1.

Таблица 15.1. Типология способов интернационализации бизнеса

Форма сотрудничества

Основные характеристики

ограничение по срокам

объем передачи прав и ресурсов

способ передачи прав и ресурсов

Зарубежное дочернее предприятие, полностью принадлежащее материнской компании

Не ограничена

Как правило, весь объем

Внутренний

Акционерное совместное предприятие

Тоже

Широкий

Тоже

Иностранное участие в капитале компании

–||-

То же

–||-

Лицензия

Ограничена условиями контракта

Ограниченный

Рыночный

Франчайзинг

Тоже

Широкий, включая поддержку

Тоже

Контракт на управление

–||-

Ограниченный

–||-

Контракт "под ключ"

–||-

То же

–||-

Контрактное совместное предприятие

–||-

Специальный

Смешанный

Международный контракт подряда

–||-

Незначительный

Рыночный

Главными движущими силами нарастающего процесса интернационализации бизнеса в настоящее время являются:

■ дефицит национальных природных ресурсов в одних странах и благоприятные для организации производства природные условия в других;

■ обостряющаяся конкуренция на национальных рынках, которые становятся вялыми по мере насыщения их однородной продукцией;

■ возможность снизить издержки производства и сбыта за счет привлечения более дешевой рабочей силы и "человеческого капитала" так называемых принимающих стран, а также использования иностранного капитала, технологий и опыта управления компаниями;

■ использование дополнительных путей и возможностей повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках;

■ снижение расходов, связанных с национальным государственным регулированием, таких как налоги, затраты на природоохранные меры для достижения соответствия нормам по охране окружающей среды и т.д.;

■ использование возможностей интернационализации бизнеса по снижению потерь компаний от государственного регулирования в принимающей стране: перераспределение изготовления компонентов на заграничных предприятиях, трансфертные цены и другие меры по преодолению таможенных барьеров и торговых ограничений в принимающих странах;

■ растущая неопределенность в долговременном спросе на товары, а также другие многочисленные экономические и политические риски;

■ возможность использовать иностранную индустриальную инфраструктуру, а также валютные ресурсы других стран.

Нарастанию интернационализации бизнеса содействуют также такие вторичные факторы, как:

■ интернационализация капитала, представляющая собой процесс переплетения и объединения национальных капиталов, проявляющийся во все возрастающей миграции капитала между странами;

■ интернационализация научных и технических исследований – объединение усилий разных стран для проведения научных работ, реализующееся посредством международной торговли патентами и лицензиями;

■ всемирный поток информации о научно-технических достижениях во всех отраслях экономики и техники;

■ совершенствование средств связи и транспорта, позволяющее компаниям оперативно реагировать на пожелания заказчиков в других странах, в максимальной степени удовлетворяя их потребности.

Распространению и усилению процесса интернационализации производства способствуют развитие и сочетание таких экономических факторов, как:

– высокий уровень международного разделения труда;

– накопление и концентрация капитала;

– специализация и кооперирование компаний в международном масштабе;

– ускоренное формирование мирового рынка;

– опережающие темпы роста внешней торговли и прямых иностранных инвестиций по сравнению с динамикой развития индустрии.

Таким образом, интернационализация мирохозяйственной системы представляет собой объективный экономический процесс возникновения и развития связей между национальными хозяйствами разных стран. Ее воздействие в настоящее время на мирохозяйственные процессы носит комплексный характер и охватывает практически все подсистемы мирового хозяйства и все страны.