Методология составления платежного баланса

Составление платежного баланса предназначено для выполнения взаимосвязанных учетных и аналитических задач. Круг участников внешнеэкономических операций многообразен: отдельные страны и их объединения; национальные компании; иностранные и транснациональные корпорации и банки; национальные и международные организации; государственные органы; частные лица и т.д. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, поступающих из национальных и иностранных источников. Поэтому основным требованием является обеспечение единства содержания и методов исчисления однородных показателей. На достижение такого единства, обеспечивающего универсальный характер показателей и возможность их сопоставления, направлены рекомендации Руководства МВФ по составлению платежного баланса.

В настоящее время действует 6-е издание (2009 г.) этого Руководства (Balance of Payments Manual. 1993), и его рекомендации положены в основу составления платежных балансов стран — членов МВФ. Отдельные страны вносят в правила составления платежных балансов свои элементы, обусловленные особенностями их экономики, системы национального счетоводства, международных экономических отношений.

Репрезентативность и точность показателей платежного баланса зависит от многих обстоятельств. МВФ стремился учесть все это при выработке принципов их выбора и оценки. Детальная структура таблицы платежного баланса, рекомендуемой МВФ, содержит более 100 видов операций, сгруппированных в крупные статьи. По всем статьям рекомендуются критерии их составления.

Определение платежного баланса

Согласно Руководству МВФ платежный баланс — это статистический документ, в котором систематизированы показатели экономических операций страны с остальным миром за определенный период времени. В основном это операции между резидентами и нерезидентами, которые охватывают движение товаров, услуг и доходов, финансовые требования страны и се обязательства перед остальным миром, а также трансферты, классифицируемые как односторонние переводы.

Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны необходимо отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобретают понятия резидента, нерезидента и сделки, подлежащие учету. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в современных условиях, когда усиливается интернациональное переплетение капиталов, приобрела огромный размах деятельность ТНК, в широких масштабах происходит миграция рабочей силы и действуют другие подобные процессы в условиях глобализации мирового хозяйства.

Руководство МВФ по составлению платежного баланса дает следующее определение: "Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны будет отражать либо операции этих хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматриваются как резиденты данной страны, либо операции этих хозяйственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как нерезиденты по отношению к данной стране".

В США резидентами считаются правительственные учреждения, национальные компании и граждане, постоянно проживающие в стране. При этом отнесение американских граждан, проживающих за границей (кроме государственных служащих), к числу резидентов США зависит от длительности их пребывания за пределами страны и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании считаются для США иностранными фирмами. Аналогичная практика имеет место и в других ведущих странах.

В Германии резидентами с точки зрения платежного баланса считаются "физические и юридические лица, предприятия и т.д., для которых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности". В силу этого к резидентам относятся не только лица германского происхождения, но и иностранные предприниматели, обосновавшиеся в Германии.

Во Франции термин "резидент" относится к физическим липам французской национальности, находящимся во Франции или за границей менее двух лет, а также иностранцам, находящимся во Франции более двух лет, за исключением иностранных служащих. Резидентами считаются также юридические лица во Франции, за исключением дипломатических и консульских представителей, работающих в данной стране.

В Российской Федерации в соответствии с Законом от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно прожинающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами ее территории, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Определение сделки. Здесь существуют сложности классификации. Считается, что международные сделки, как правило, означают обмен. По традиции различаются четыре типа сделок, или операций: продажа и покупка (обмен) товаров и услуг против финансовых активов; бартер, т.е. обмен товаров и услуг данной страны непосредственно на товары и услуги других стран; обмен одних финансовых активов па другие, т.е. продажа ценных бумаг за валюту, выплата коммерческих долгов; односторонние переводы — предоставление или приобретение товаров и услуг либо финансовых активов без возмещения, на односторонней основе.

По методологии МВФ, сделка определяется как экономический поток, в котором отражаются создание, трансформация, обмен, передача или увеличение экономической стоимости и происходит смена собственности на товары и (или) финансовые активы, предоставление услуг или рабочей силы, или капитала.

Такое определение охватывает большую часть внешнеэкономических операций, но оставляет нерешенными ряд вопросов. Нередко в международном обмене возникают сомнительные случаи, когда обе стороны, участвующие в сделке, представляют одно и то же юридическое лицо, передача реальных ресурсов происходит без фактической смены собственника. Подобные операции в крупных масштабах осуществляют ТНК со своими зарубежными филиалами. Иногда какие-то изменения, не являющиеся сделкой, вызывают присущий сделке экономический эффект. Например, переоценка валютных резервов в связи с изменениями валютных курсов вызывает их рост или уменьшение, что влияет на объем международных требований страны.

Значительную проблему составляет учет цеп, по которым совершаются внешнеэкономические сделки, фиксация срока ее исполнения в отличие от момента пересечения границы.

Принцип двойной записи. Из-за несовершенства определений ряда операций и неточности данных неизбежны расхождения в итоговых показателях кредитовой и дебетовой записи в платежном балансе. Чтобы избежать этого, в основу составления таблиц платежного баланса положен принцип двойной бухгалтерской записи. Это означает, что по поводу каждой операции, фиксируемой в платежном балансе, в этот документ вносятся два идентичных показателя: один с положительным знаком на кредитовой стороне, второй с отрицательным знаком на дебетовой стороне.

Первый показатель отражает стоимость товаров, услуг или ценных бумаг, которые приобретены или проданы резидентами данной страны, второй фиксирует порядок расчетов по этой операции: наличными или с отсрочкой платежа, передачей финансовых активов или (реже) на бартерной основе. Экспорт товаров и услуг обозначается как валютные поступления от иностранного покупателя в разделе кредитовых операций; импорт товаров и услуг как платежи в разделе дебетовых операций.

Вторая запись для каждой из этих операций отражает движение валютных потоков или финансовых активов, т.е. платежей по этой операции. Например, при экспорте товаров первый показатель указывает его стоимость в разделе валютных поступлений, а второй в разделе платежей страны.

На основе обработки большого числа подготовительных счетов в сводный платежный баланс включаются итоговые показатели, отражающие поступления и платежи, либо изменения международных требований и обязательств страны в се операциях на мировых рынках. Таким образом, в соответствии с принципом составления платежного баланса итоговая сумма его положительных показателей должна равняться сумме отрицательных показателей, что должно обеспечивать его формальное равновесие. Однако остаются упущения методического и учетного характера. Ввиду этого показатели платежных балансов отдельных стран всегда содержат определенную долю неточности, избежать которой невозможно.

Поскольку формально платежный баланс всегда должен быть в равновесии, то расхождения с фактическими данными заносятся в статью "Ошибки и пропуски" или "Статистическая погрешность". Например, таможенные органы могут дать одни данные по стоимости пересекающих границу товаров, а банки потом представят другие данные об их оплате. Здесь оказывают влияние такие явления, как коммерческая тайна, наличие скидок и т.п. В ряде случаев в нее включают показатели, которые по каким-либо причинам не соответствуют существующей классификации статей платежного баланса, или в целях их сокрытия. Она отражает не только методологические ошибки, но и неучтенные, в том числе контрабандные, операции.

Величина показателя по статье "Ошибки и пропуски" обычно невелика и достаточно стабильна, но в периоды кризисов, социальных и политических потрясений резко увеличивается. За ним скрываются отток и бегство капитала в поисках выгодного приложения, безопасного убежища или неуправляемый приток капитала, не поддающийся полному учету.

Например, в платежном балансе США показатель по статье "Ошибки и пропуски", который в обычные годы колеблется от 15 до 40 млрд долл., в 2008 г. составил 144 млрд долл., в 2009 г. он был равен 225 млрд долл., а в 2010 г. уже 235 млрд долл. с положительным знаком. Это отражало трудности учета большого наплыва иностранного капитала в страну в условиях кризиса.